Накладная красота

В последнее время парики опять в фаворе. Но если в XX веке они изготавливались в основном из искусственных волокон – нейлона, винила и акрила, то теперь предпочтение отдается изделиям из натурального волоса




Для меня в париках есть что-то отталкивающее. Наверное, потому, что они напоминают скальпы... Я прекрасно помню то время (начало 80-х), когда разразился настоящий бум париков. Парики, наряду с модными платьями и туфлями, имелись в гардеробе практически у каждой женщины. В разных странах мира специалисты работали над производством сырья, заменявшего натуральный волос. И надо сказать, что в этом деле они добились значительных результатов – порой отличить настоящие волосы от поддельных визуально было невозможно. Частенько случались казусы: мужчина знакомился с пышноволосой блондинкой, но обладательница роскошной шевелюры, в конце концов, снимала парик, и под ним обнаруживались жиденькие волосы неопределенного цвета. Мужчины искусственными волосами маскировали ранние лысины и проплешины... Но, как известно, мода – вещь непостоянная; увлечение париками быстро прошло, и в течение многих лет о них практически не вспоминали. Разумеется, некоторые так и продолжали носить парики, но это уже не было данью моде – обладатели париков руководствовались исключительно косметическими соображениями.

Вообще, если проследить историю париков, то окажется, что в разные эпохи люди носили их с различными целями: для красоты, чтобы подчеркнуть свой статус, скрыть плешивость, уберечься от солнечного удара или от холода... Самые первые парики вязали из шерсти животных и перьев птиц и намертво приклеивали к голове с помощью смолы и помета животных. Такой парик нельзя было снять, и после продолжительного ношения его срезали вместе с волосами.

При раскопках древнеегипетских захоронений были найдены парики, сделанные из овечьей шерсти, волос лошади, яков и буйволов, перьев птиц. Ученые полагают, что размеры, форма и цвет париков указывали на характер и социальное положение владельца. В Древнем Египте при достижении совершеннолетия волосы приносили в жертву богам; голову выбривали и надевали парик. Мужские парики древних египтян были пышнее и наряднее женских. Найденный при раскопках парик верховного жреца Менкхеперра состоит из множества завитых локонов с длинными узкими косами сзади; в среднюю часть вплетено красновато-коричневое волокно, снятое с ветвей финиковой пальмы.

Из Египта мода на парики распространилась на страны Ближнего Востока и Средиземноморья. Персидские цари носили парики, не уступавшие парикам фараонов. Из Персии парики проникли в Древнюю Грецию, правда, греки использовали их в основном как театральный реквизит. Светлые волосы носили на сцене положительные герои, черные – злодеи, рыжие – комики. В Риме парики изначально использовались для того, чтобы скрыть плешивость, как это делали императоры Оттон и Домициан, Калигула, Каракалла. Интересно, что темные волосы у римлян считались признаком порядочности и домовитости, поэтому развратная жена императора Клавдия, отправляясь в публичный дом, надевала светлый парик.

С распространением христианства парики вышли из моды. В немалой степени этому способствовала жесткая позиция церкви. Климент Александрийский писал, что тот, кто носит парик, не может получить сан священника, ибо "благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы". А Тертуллиан и вовсе заявлял, что "все парики являются личинами и измышлениями дьявола". "Если вы не отвергнете чужой волос как богопротивный, – говорил Тертуллиан, – я вызываю ненависть к нему у вас, напоминая, что он может происходить с головы проклятого или нечистого человека". Столь негативное отношение к парикам привело к тому, что на Константинопольском соборе в 692 г. ряд христиан за их ношение были отлучены от церкви.

Запрет на ношение париков был нарушен после того, как их начали носить коронованные особы. Причем первоначально – не из соображений моды. Елизавета Тюдор париками прикрывала седеющие волосы, французский король Людовик XIII стал надевать парик, чтобы скрыть облысевшую из-за последствий венерической болезни голову. Пользовался париком и обладатель жиденьких локонов Людовик XIV. Именно благодаря этому монарху пошла мода на искусственные волосы, поскольку "королю-солнце" начали подражать сначала придворные, а вскоре и все остальные жители Франции. Существовало до 45 видов различных париков. Модники имели их как минимум три: черный для Yтра, каштановый для дня, светлый для вечера. При дворе Людовика XIV работали 5000 парикмахеров. Они придумали аллонжевый парик, у которого были длинные, до плеч и даже до пояса, волосы, завитые в локоны. Иногда аллонжевый парик имел пробор посередине головы – шутники такой вариант называли "рогатым". Но это был представительский парик, а для повседневных нужд употреблялся небольшой парик с кудрями, собранными в пучок. Женщины надевали куафюры – каркасные парики. Парики были предметом торговли и обмена, так как стоили очень дорого... В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким. В конце концов, был даже издан специальный королевский указ, который запрещал носить парики из светлых женских волос всем, кроме лиц королевской крови. В связи с тем, что придворный должен был иметь несколько париков, их стали делать из лент, кружевных полосок, шелковых нитей, сушеной травы, луба (коры дерева), волокон кукурузы и конопли. Плетением париков занимались специальные ремесленники, которые принадлежали к корпорации "цирюльников, банщиков, парильщиков". В ХVШ в. появились маленькие пудреные парички, с буклями на висках и косичкой сзади, которую иногда украшали бантиком.

После Французской революции 1789 г. парик как символ королевской власти был запрещен, и его ношение могло стоить жизни владельцу.

В Россию парик попал благодаря Петру I, обожавшему все заграничное. Но если женщинам мода понравилась, а служивые люди восприняли ее как обязанность, то духовенство носить парики отказалось наотрез. Сам Петр носил дешевый короткий парик за 5 рублей, из-под которого выбивались длинные волосы. В 1722 г. Петр остриг их и велел сделать из обрезков новый парик, который сегодня можно увидеть на восковой фигуре, находящейся в Санкт-Петербурге.

В последнее время парики опять в фаворе – достаточно посмотреть показы ведущих стилистов, которые все чаще используют их как модный элемент. И если в прошлом веке парики изготавливались в основном из искусственных волокон – нейлона, винила и акрила, то теперь предпочтение отдается изделиям из натурального волоса. А благодаря специальным компьютерным программам парик сегодня можно подобрать к любой голове.

Выбор читателей