Лубочный самурай

В рядах людей, отстаивающих честь своих предков и своей страны, бегает нервный капитан Альгрен, до смерти обидевшийся на соотечественников и решивший воевать против них. Как щенок в стае идущих на смерть волков

Последний самурай (Last samurai)
США, 2003
Режиссер: Эдвард Цвик
В ролях: Том Круз, Тимоти Сполл, Кен Ватанабе





До отечественных кинотеатров добрался блокба$тер "Последний самурай", наделавший много шума. Еще бы, сам Том Круз в главной роли (он же в продюсерах), стомиллионный бюджет, выдвижение на "Оскар", в конце концов. И тема вроде бы беспроигрышная – Япония сейчас на пике моды. Эпический размах, национальный характер, столкновение Востока и Запада, прогресса и традиции... Да что там говорить, потенциальные возможности сюжета безграничны.

В 1876 году император Японии начал проводить реформы, призванные ориентировать страну на Запад. Это вызвало недовольство некоторых его приверженцев, началась гражданская война. Наш герой, капитан американской армии Нейтон Альгрен, попав точно между двух огней, немедленно волшебным образом осознает свое предназначение. Он полгода учится владению мечом, получает доспехи и рвется в бой.

Том Круз, как всегда, на высоте; его Альгрен – это воплощение доблестей героя киноиндустрии. У него темное прошлое, но он умеет улыбаться в широком формате и глушить сакэ залпом. Он бесстрашно бросается в любую передрягу, лишь бы избежать воспоминания, накатывающего каждые пятнадцать минут: широко раскрытые глаза мертвых индейских детей.

Наблюдая с борта корабля стремительно приближающиеся японские острова, он еще не знает, что осилит путь от бессердечного вояки и дельца до почти что самурая. И зрители обязательно прослезятся...

Чего у фильма не отнять, так это качественной съемки. Боевые сцены, как и положено в случае с Востоком, поражают не глобальностью, но красотой. Однако... Казалось бы, и сакура на месте – цветет, осыпаясь розовым дождем, и сакэ тут как тут, и детишки бегают с боккенами, и харакири пару раз показали – а все равно что-то не так. Слишком лубочная картинка. Похоже на завлекательный туристический проспект: два самурая, все в шрамах, на полу, осыпаемые цветками сакуры, беседуют о том, какие тяжелые времена настали для истинных сторонников Императора...

Чем больше сродняется Альгрен с предводителем повстанцев Кацумото (Кен Ватанабе), тем больше он отдаляется от единственно верной мысли: Япония и Запад чужды друг другу. Кажущаяся близость так легко рушится в конце фильма, когда император вдруг резко меняет свою позицию. И Альгрен, давно бы ставший национальным героем у себя на родине, уезжает в маленькую горную деревушку, дабы тихо провести остаток дней в кругу спокойных, основательных людей.

За качественной съемкой, красивыми пейзажами, дотошностью в изображении традиционного уклада японской жизни, отличной работой костюмеров и незаурядными заслугами постановщиков боевых сцен нет главного – фильма. Он распадается на составные части при попытке охватить его целиком. Так бывает, когда пытаются сравнить слишком разные вещи. Такие, например, как честь самурая и честь капитана американской армии.

Ведь фактически в рядах людей, отстаивающих честь своих предков и своей страны, бегает туда-сюда нервный капитан Круз, пардон, Альгрен, до смерти обидевшийся на соотечественников и, чуть что, бросившийся воевать против них. Как щенок в стае идущих на смерть волков.

Смотрите с 5 февраля в большинстве московских кинотеатров.

Выбор читателей