Пожар в метро: как спасти жизнь

Страшным последствием взрыва в московском метро стал возникший пожар с задымлением перегона между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", осложнивший работу спасателей

Страшным последствием чудовищного взрыва в московском метро стал возникший пожар с задымлением станции "Павелецкая" и перегона между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". Пожар значительно осложнил работу спасателей, выводивших пассажиров на поверхность.

Между тем для московских пожарных возгорания в метро далеко не новость. Напомним, что в последние годы произошло несколько подобных ЧП.

25 апреля 2001 г. произошел пожар в вагоне на станции "Волгоградский проспект". Пожар был моментально потушен сотрудниками метрополитена и даже не вызвал значительных остановок в движении.

2 января 2002 г. на станции метро "Спортивная" произошел пожар в одной из комнат вестибюля. Несмотря на то, что площадь возгорания составила всего 3 кв. м, к месту происшествия было направлено 20 пожарных расчетов, что свидетельствует о том, насколько серьезно профессионалы относятся к пожарам в замкнутых пространствах.

27 ноября загорелся вестибюль станции "Преображенская площадь", и хотя никто не погиб и не пострадал, вестибюль на сутки был закрыт для приема пассажиров.

Более страшные последствия в связи с пожарами и терактами в метрополитене происходили, к примеру, в Южной Корее 18 февраля 2003 г., когда жертвами террориста стали 134 пассажира, а еще 130 человек были доставлены в больницы с ранениями различной тяжести.

Во всех этих случаях главной проблемой для пожарных и спасателей становился дым, скапливающийся в подземных помещениях. Хотя для борьбы с подобными бедствиями имеются специальные средства, как правило, глубина очага возгорания серьезно затрудняет действия тех, кто призван спасать пострадавших. Известно, что на вооружении пожарных расчетов могут быть, к примеру, пожарные автоцистерны и автоподъемник "Таганай". Каждая автоцистерна по любому бездорожью может провезти к месту пожара по 8 т воды и 400 л пенообразователя. Новшеством в них является двухступенчатый насос, который способен подавать воду под давлением до 40 атмосфер. При тушении пожара в замкнутых пространствах (квартирах, кабинетах, производственных помещениях) распыленная под давлением вода образует взвесь в виде плотного тумана и накрывает пламя в считаные минуты.

Необходимо также отметить, что вагоны и станции метрополитена достаточно хорошо подготовлены к нештатным ситуациям. В соответствии с нормативными требованиями метрополитен обеспечен средствами первичного пожаротушения как в поездах, так и на станциях и в переходах. Существуют и оргмеры - инструкции для персонала на случай пожара или задымления, которые постоянно отрабатываются на учениях. Система есть, она эффективна, но от злого умысла застраховаться практически невозможно, можно подготовиться к возникновению такой ситуации и принять меры к немедленной ее локализации и тушению очага возгорания. И еще один важный аспект: организация поездов Московского метрополитена не позволяет огню и дыму распространяться вдоль всего поезда, что существенно помогает пожарным. А вот во многих странах мира используются пожароопасные сквозные проходы между вагонами.

Какие рекомендации дать людям, оказавшимся в подобной ситуации? Прежде всего, попытаться немедленно вызвать пожарных. Сегодня это возможно сделать даже в метро, используя мобильную связь. Во-вторых, неукоснительно выполнять все требования пожарных расчетов, а также постараться помочь тем, кто пострадал, выбраться из опасной зоны. Не стоит забывать о хрестоматийных правилах поведения в метрополитене, запрещающих курение, а также провоз легковоспламеняющихся, взрывчатых, отравляющих, ядовитых веществ, в т.ч. бытовых газовых баллонов. Когда приходит беда, становится понятно, что подобные инструкции - вовсе не блажь чиновников.

Выбор читателей