Территория колдовства и победившего матриархата

По количеству знахарей и колдунов коми-пермяки впереди планеты всей. Колдуют все кому не лень: пускают порчу по ветру, подмешивают в домашнее пиво, заговаривают на воду... и еще сотня способов найдется




8 декабря 2003 г. одним субъектом Федерации в России стало меньше. Около 90% избирателей Коми-Пермяцкого АО сказали на референдуме "да" слиянию своего региона с Пермской областью. В Пермской области объединение поддержали немногим меньше – около 84% избирателей. Казалось бы, все довольны, однако у каждой медали есть как минимум две стороны. "Подводные камни" со дня реки Камы есть и в этом объединении.

"Пермяк – солёны уши"

Ровно 499 лет назад Великое Пермское княжество вошло в состав Русского государства. И коми-пермяцкая национальность, проживавшая в его пределах, оказалась в числе подданных московского царя. Это было быстрое завоевание – всего одна битва на реке Сылве, где полегло несколько сотен защитников пермской "государственности".

Но именно с тех пор, как ни странно, у русских и коми-пермяков разные исторические судьбы. Русские активно расселяются в пермском краю и довольно быстро переходят в индустриальную фазу развития – Демидовские уральские заводы и тракты в Сибирь сквозь тайгу тому красноречивое свидетельство. Коми-пермяки в это же время живут совсем по-другому: на заводах и соляных промыслах работают только по государственной приписке, предпочитая натуральное хозяйство лесных деревень. И оттого, что каждую осень тащат в родное село на горбу мешок заработанной соли, получают не слишком хвалебное прозвище – "соленые уши".

Так обособлено и общинно коми-пермяки дожили до самой революции, после которой, как и все коренные народы России, испытали краткий национальный ренессанс, сведенный на нет сталинскими репрессиями. В 20-е годы был создан литературный коми-пермяцкий язык, появились национальные СМИ, театр. Тогда же разгорелась и единственная политическая дискуссия о будущем коми-пермяков. Она была связана со становлением крупнейшей автономии Севера России – Коми АССР. Коми-язычное население исторически делились на две неравные части: коми-зыряне на севере составляли большинство, а пермяки на юге оставались в извечном меньшинстве.

Коми-пермяков уже объединяли

Зыряне еще в XIV в. приняли православие – первыми из нерусских народов тогдашних окраин Московского государства. Святитель зырян Стефан Пермский стал впоследствии общерусским святым, а при жизни он создал древнекоми письмо и перевел на него богослужебные книги. К концу XIX в. зыряне более походили на русских или немцев, нежели на своих южных собратьев. Они были почти поголовно грамотными, пропустив по уровню грамотности в России вперед себя лишь евреев. В отличие от пермяков, зыряне хорошо осознавали свою национальную принадлежность, что и позволило им в период НЭПа провести "зырянизацию" коми земель с целью создания единой автономии. Встал вопрос и о коми-пермяках. Стали решать: насколько пермяки близки к зырянам и надо ли их объединять?

Тогда прислушались к мнению авторитетных историков еще царской закалки и не стали скрещивать ужа с ежом. Даже несмотря на то, что и уж, и еж говорили практически на одном и том же языке, коми-пермяки оказались далеки в экономическом и культурном плане как от коми-зырян, так и от русских. Соломоновым решением в этих условиях стало предоставление аграрной территории статуса национального Коми-Пермяцкого Округа. Плюс ко всему наградили местное население и этнонимом "коми-пермяк", хотя те испокон веков звали себя просто "пермяками". Последствия этого раздвоения сказываются и сейчас: коми-пермяки чувствуют свое близкое языковое родство с коми, но предпочитают оставаться пермяками. Язык коми, а народ пермяцкий – и попробуй разберись в тонких вопросах национального самоопределения...

Совсем запутывает ситуацию самоназвание старожильческого русского населения верховьев Камы (КПАО и Пермская область). Оно звучит как... "пермяк". Получается, что народ один, а языков два, да и культуры совсем разные.

Кто из покойников сглазил, скажет... топор

Понимаемые многими как "отсталость" коми-пермяцкие особенности обусловлены массой факторов. Глухая тайга, по-местному – парма (отсюда и слово "пермь"), суровый климат, сильные диалектные различия в пермяцком языке. Коми-пермяки всю свою историю оставались в изоляции, поэтому как губка впитывали попадавшие к ним традиции. Кстати, разного рода новации плохо приживались по тем же самым причинам. Получался замкнутый круг, в котором отлично сохранились пермяцкие и русские народные сказки, песни, обряды, религиозные представления.

Нигде больше в России вы не услышите протяжную, на час с лишком, песню века эдак из XVI-XVII. По количеству знахарей, колдунов и прочих экстрасенсов округ далеко впереди планеты всей. Колдуют все кому не лень, пускают порчу по ветру, подмешивают в домашнее пиво, заговаривают на воду... и еще сотня способов найдется. Русское население, особенно из мигрантов советской эпохи, мягко говоря, от всего этого не в восторге. Коми-пермяков побаиваются, и культурная пропасть не становится с годами меньше. Проблема в том, что это их земля, их традиции, которые они менять не собираются.

Поэтому "знающие" коми-пермяцкие бабули и недоумевают, как можно не провести "черешлан", если человек заболел, а диагноз неясен. Вкратце, этот самый "черешлан" – гадание по топору на покойника. Проводится следующим образом: топор подвешивается в избе, где живет больной. Затем начинают называть имена покойников, кто, по общему мнению, мог испортить больного. Для коми-пермяка очевидно: если причина заболевания не поддается распознанию – это порча или сглаз. На чьем имени топор начинает вращаться, тот и послал порчу. Но и это еще не все. Считается, что пославший порчу просто... требует к себе внимания. Надо справить по нему поминки, и после внеочередного поминания болезнь должна пройти.

Женщины и самоубийства

Основное культурное отличие коми-пермяцкой национальности от русской – в традиции матриархата, которая официально нигде самими пермяками не признается, но де-факто оказывает мощнейшее влияние на этнос. В коми-пермяцкой среде ведущую социальную роль играет женщина. Почти повсеместна картина, когда женщины пашут на огороде, а мужчины соображают...

Первым и единственным депутатом от коми-пермяков была женщина, большинство руководителей сельсоветов – женщины. В районном и окружном руководстве ситуация немного иная: руководители-мужчины, как правило, русские, руководительницы-женщины чаще всего – коми-пермячки.

Возможно, мужчины как-то подспудно чувствуют свою униженную позицию, оттого в округе дикое количество мужских самоубийств – мужики трудоспособного возраста вешаются ни с того ни с сего. Почти каждый день шепчутся: "А тот-то вчера задавился..."

Женщины во многом способствуют и сохранению хрупкой коми-пермяцкой самоидентификации. От женщины почти никогда не услышишь, что она и пермячка, и русская, тогда как среди простых и открытых как дети пермяцких мужиков такая ассимиляция привычное дело. И именно среди женщин ходит здесь частушка, повествующая о том, что русские принесли мужчинам-пермякам водку и мат.

Укрупняйся: раз, два, три!

Пермская земля издревле считается многонациональным регионом. Коренными народами здесь являются и пермяки, и татары, и русские, и даже удмурты. У всех – свои традиции, свой язык. И все же только коми-пермяки сохранили самобытность и компактное расселение.

В советское время округ уже входил в состав Пермской области и финансировался по остаточному принципу. Правда, о тех временах здесь принято вспоминать с ностальгией, потому что жилось в округе лучше, чем сейчас. За десять лет самостоятельного плавания Коми округ опустился на самое дно, оставив за собой только разоренную войной Чечню.

Кремлевские стратеги, спланировавшие объединение, безукоризненно сыграли на настроениях людей и быстро подавили нестройное сопротивление коми интеллигенции. Что будет с коми-пермяками дальше, не известно, но трудностей в этом объединении не избежать, потому что культурный фактор, как всегда, учитывать не собираются.

Выбор читателей