Детский отдых – взрослые проблемы

Еще 4-5 лет назад родителей прежде всего интересовали условия размещения и питания детей – это были первые вопросы, которые они задавали в турагентствах. Сейчас они наконец-то начали спрашивать, какие в лагере программы




Бизнес, как известно, живет по своим законам. И туризм здесь не исключение. Всего лишь месяц назад закончились новогодние школьные каникулы, до конца учебного года еще далеко, а турфирмы, занимающиеся детским отдыхом, уже начали подготовку к летнему сезону. Лето в детском туризме, в отличие от прочих времен года, – это горячая пора лагерей. О тенденциях развития и проблемах данной сферы "Yтрy" рассказали специалисты справочной службы "Красный телефон" – директор Виктор Нечипоренко и заместитель директора по развитию Марина Сонина.

Лагерный быт и детское бытие

Еще 4-5 лет назад родителей прежде всего интересовали условия размещения и питания – это были первые вопросы, которые они задавали в туристических агентствах. Сейчас они наконец-то начали спрашивать, какие в лагере программы. Для организаторов лагеря проблема досуга и организации детей очень актуальна. Если они с этим не справляются, то дети и пьют, и курят, и интимная жизнь у подростков лет 14-ти "бьет ключом". Сейчас это все исправляется, мировоззрение меняется потихоньку. Да, раньше путевки стоили $100. Но все было развалено. И постепенно, когда после дефолта в наши лагеря снова стали ездить, спрос начал расти, хозяева задумались о том, что его надо как-то стимулировать. Уже недостаточно хорошего питания и размещения по 8 человек в комнате. Тогда появились лагеря в "самой чистой бухте", в "самой чистой долине". Но потом этого тоже стало мало, начали делать кое-какие программы.

Это стало появляться в последние 3 года, и пока, к сожалению, нельзя сказать, что таких лагерей много. Профессионалы детского туризма могут назвать 10 хороших российских лагерей: 5 в Подмосковье, 3 в Крыму и 2 на Кавказе. Вот, например, в прошлом году на рынке было интересное предложение от лагеря "Атлантика" (Крым). Они разделили смену на 3 части, и в каждой из частей совмещали обучение каким-то навыкам (катание на лошадях, скалолазание, дайвинг) и игру. При этом ребята жили в трех разных местах. Чтобы внедрить эту программу, потребовалось 4 года практики. Но теперь этот лагерь идет на ура, несмотря на то, что распложен довольно далеко от моря. Ребенок после такого отдыха чувствует себя более самостоятельным.

А сейчас фирмы операторы по детскому туризму придумали новый ход: они на месте разрабатывают какую-то программу, оттачивают ее с вожатыми и везут – у кого немного денег – в ближние лагеря, у кого побольше – за границу. Но в нашей стране пока все это находится в зачаточном состоянии и легче подобные вещи делать за рубежом.

Яхты вместо детей

Организация детского отдыха – это, прежде всего, высокая ответственность. И хотя многие агентства сегодня охотно продают детские программы, их созданием занимаются всего несколько туроператоров – порядка десяти. Практически всеми этими фирмами руководят женщины, которые знают, как надо работать с детьми, и стараются сделать все, чтобы дать им возможность полноценно отдохнуть. А для этого необходимы хорошие психологи и педагоги, хорошие тренеры, хороший персонал, люди должны понимать, что им доверено. Но беда в том, что в большинстве лагерей уже есть свои сотрудники – как правило, жители окрестных населенных пунктов, оставшиеся чуть ли не с советских времен, с соответствующим отношением к работе. А квалифицированный персонал, подобранный туркомпанией, туда не пускают. Поехать в Крым, на Кавказ или даже в Подмосковье с персоналом турфирмы очень сложно. Для этого лагерь надо купить или снять в аренду.

Основная мечта столичных детских турфирм, – иметь хотя бы один собственный лагерь в Подмосковье, в котором можно было бы внедрять те программы, что предлагают сами продавцы, подобрать для работы с детьми нормальный персонал, грамотных воспитателей. Но приобрести в собственность лагерь весьма проблематично, потому что земля принадлежит администрации района и закон не позволяет выкупить ее. Одна фирма купила лагерь в Рузском районе, начала его восстанавливать, и вдруг там сменилась администрация... Так там у них деньги и остались. И больше таких идей они не вынашивали. Да и собственники лагерей не торопятся их продавать. Какой-нибудь завод, на балансе которого находится заброшенный и ветшающий лагерь, предпочитает выждать время и перепрофилировать его под дом отдыха или пансионат, который принесет больше денег. На Волге очень много лагерей погибло таким образом – сначала их довели до полуразрушенного состояния, а потом пришел богатый дядя и сделал яхт-клуб, где стоянка одной яхты стоит как вся смена отдыхающих детей.

Детский отдых – это вообще невыгодно. Почему, например, в зимние каникулы все смены начинаются не с 28 декабря? Потому что взрослые приедут отдохнуть на Новый Год, и это принесет гораздо больше денег. А детские смены начинаются только с 3 января. Он не доходный, детский отдых, и нет никого, кто мог бы вложить в это дело много денег. Легче построить элитные коттеджи, которые окупятся сразу.

Не нужен нам берег турецкий...

Одна из основных тенденций детского отдыха – переориентация спроса на внутренний рынок. И это особенно заметно как раз на базе нашей справочной. Если турфирма работает только на заграничные лагеря и имеет стабильный поток клиентов, у нее не возникает ощущения, что очень многие стремятся отдохнуть в России и СНГ. А на самом деле это так. Спрос на местные лагеря очень большой. И, кстати, уже почти все агентства, которые работали только на вывоз за рубеж, включили в свой ассортимент и Подмосковье, и Крым, и Кавказ, чтобы расширить ценовой спектр. Хотя и по ценам наиболее раскрученные отечественные лагеря сейчас не уступают заграничным. "Суходол" (Тульская область) после дефолта стоил $130, а сейчас – $250. На сегодняшний день $360 стоит Словакия – и столько же "Атлантика" в Крыму. Это вполне объяснимо – как только спрос возрастает, цена повышается. И, слава Богу, в умах родителей понимание детского отдыха постепенно сдвигается к тому, что дети в этот период должны быть заняты и что значение имеют не только условия питания и размещения, но и наличие специальных программ. Да, в общем-то, и за границу раньше ездили не потому, что там люди какие-то другие – ведь не назовешь международным лагерь, где отдыхает куча русских, украинцев, белорусов и 5 китайцев, – туда ездили из-за лучшей экологии и большей безопасности. А сейчас и здесь в этом отношении стало спокойнее. К тому же не возникает проблем с оформлением загранпаспорта, да и ребенок ближе – его можно навестить или оперативно забрать, если он, например, заболел.

Наши дети за рубежом

Настоящий международный лагерь и лагерь, который просто расположен на территории другого государства, – это принципиально разные варианты. Зачастую в зарубежных лагерях, рекламируемых как "международные", на самом деле собирают в основном российских детей, украинцев и поляков. В лучшем случае там присутствуют еще и представители той страны, на территории которой этот лагерь располагается. Потому что иностранцев тяжело совместить с нашим режимом, с нашей моделью поведения. Совсем другое дело, когда в интернациональном лагере отдыхает всего несколько детей из России. Цена отдыха в настоящем международном лагере очень высокая, притом что условия проживания – достаточно спартанские.

Еще одна проблема заключается в том, что зарубежные поездки выгодны фирмам, которые занимаются авиаперевозками. Летом дети – это хорошая возможность заполнить чартеры. Ведь стандартная лагерная смена – 2 недели, и каждые 2 недели в лагерь и обратно летят по 100 человек. И вот эти люди занялись детским отдыхом так, как они его себе представляют. То есть: привезли, поселили, дали одного взрослого на 15 человек – и все. Организация детского досуга их не заботит, они свою прибыль сделали на билетах. И дети, приехавшие "просто так", очень отличаются от тех, кто приехал с организаторами, со специальной программой. Последние все время на экскурсиях, дискотеках, разных мероприятиях, с ними всегда сопровождающие. А те, которые приехали с фирмами, занимающимися перевозками, полностью предоставлены сами себе, – слоняются по территории лагеря, в то время как воспитатели отдельно от них где-то на экскурсиях. Беда в том, что родители всего этого еще не понимают. Они видят цены в одно и то же место – одна $350, другая $550 – и выбирают, что подешевле. Но если раньше детям было вполне достаточно того, что они просто находятся за границей (в городок близлежащий вышли, по магазинам, по кафе походили – уже хорошо), то теперь им этого мало. Нужны экскурсии, дополнительные программы.

Выбор читателей