Участь Парижа решена

Самая романтичная девушка Монмартра Одри "Амели" Тоту переселилась из Парижа в Нью-Йорк и найденной на свалке метлой сумела расчистить себе дорогу к голливудской славе

Хэппи-энд (Happy End)
США – Франция
Режиссер: Амос Коллек
В ролях: Одри Тоту, Джастин Теру, Дженнифер Тилли





Нью-Йорк, кажется, скоро заменит Париж в качестве самого романтического города мира. Если уж самая романтичная девушка Монмартра Одри "Амели" Тоту переместилась в Гринвич Виллидж – участь Парижа решена.

В своем втором англоязычном фильме (и первом, сделанном в Америке) Одри Тоту играет Валери, начинающую актрису, которая не согласна на меньшее, чем хэппи-энд. Тоту повторяет в фильме траекторию собственной карьеры. Неизвестная вчера, сегодня она все ближе к статусу суперзвезды. Ее героиня, сыграв в фильме про саму себя, получает подтверждение этого статуса – "Оскар". Нет сомнений, что прокатчики выпустят фильм в США поближе к следующей церемонии вручения этой награды.

Тоту чувствует себя в комедии как рыба в воде. В "Хэппи-энде" она – настоящая француженка, загадочная и независимая, но с деловой хваткой и словесными выражениями американки. Она жонглирует метлой, она весело напевает, вычищая унитазы, и имитирует шведский акцент, говоря по-английски.

Без потерь перенести Одри-Амели через океан удалось человеку, который немало сделал для придания Нью-Йорку романтического очарования, – режиссеру Амосу Коллеку.

Если вы снимаете комедию, да еще романтическую, и действие ее происходит в Нью-Йорке – сравнений с Вуди Алленом вам не избежать. Коллека сравнивают с мэтром, пожалуй, чаще других режиссеров. Даже название "Хэппи-энд" перекликается с заглавием предпоследнего фильма Аллена "Голливудский финал" (что, в принципе, одно и то же). Тем не менее, Коллек не подражает Аллену. Сходство их – только в предмете, но не в манере изображения.

Сын иерусалимского мэра, сначала Амос Коллек стал известен как писатель. Его первый режиссерский опыт назывался "Прощай, Нью-Йорк", а рабочим названием "Сью" – фильма, с которого началась его мировая известность – было "Умирающая в Нью-Йорке".

Если у Мартина Скорсезе Нью-Йорк – это "злые улицы" кровавых побоищ, угрюмых таксистов и малолетних проституток, у Вуди Аллена – город интеллектуалов-неврастеников, страдающих словесным поносом, то Нью-Йорк Коллека больше всего похож на Зазеркалье, где возможно все. Режиссер создает свое Большое Яблоко, изобретая его заново и устраивая судьбу его жителей по собственной прихоти. В самом известном его фильме "Еда и женщины на скорую руку", как и в следующей за ним "Влюбленной Куини" присутствуют атрибуты, которые считаются типичными для алленовского мира. Здесь есть абсурдные ситуации, вроде садомазохистской вечеринки за 15 баксов в уютной квартирке двух старичков, где Куини, начинающая актриса, встречает собственных родителей-миллионеров. Есть и абсурдные герои: непременный психотерапевт, который активно вмешивается в жизнь пациентов и которому профессиональная помощь требуется, кажется, намного больше, или танцовщица пип-шоу, приглашающая пожилого клиента поужинать вместе. Но здесь есть и волшебство, настоящее волшебство. Белла, героиня "Еды и женщин", неожиданно получает в наследство 8 миллионов от старушки, которую спасла от грабителей, а Хорас (главный герой "Влюбленной Куини"), наплевав на запущенный рак легких и отпущенные полгода, живет все два и к концу фильма, обретя новорожденную дочь, умирать явно не собирается. У Коллека нет жгучей сатиры, присущей Аллену. У него – мягкий юмор, подтрунивание над недотепами-героями и даже легкая зависть к ним.

Коллек отказывает Нью-Йорку в гламуре и блеске. Дешевые забегаловки, палисады частных домов, узкие улочки и чахлые скверы служат его героям местом, где исполняются мечты. Это не только город бесчисленных возможностей, но и город бесконечной борьбы. Чего больше в удивительной судьбе Валери Чипзик – упорства или случайности, зритель может решать в меру своего оптимизма.

В Нью-Йорке Валери, сама того не желая, становится музой для исписавшегося сценариста Джека (Джастин Теру), который уже пять лет не может выйти из творческого кризиса. Этот герой позволяет Коллеку сделать пару-тройку столь же изящных, сколь и острых выпадов в сторону "фабрики грез". Известное противопоставление – Голливуд как оплот коммерческого кино и Нью-Йорк как бастион "независимых" – с годами утрачивает свою однозначность. Герои "Хэппи-энда", живущие в Большом Яблоке, обретают черты обитателей Лос-Анджелеса. К славе стремятся все: и портье, бывший чемпионом по айкидо, и сочиняющая претенциозные стихи официантка дешевой забегаловки, и уличные проститутки, мечтающие об актерской карьере.

В роли официантки, ставшей лучшей подругой Валь, снялась Дженнифер Тилли, которая не понаслышке знает о том, как труден путь к хэппи-энду: после окончания колледжа актриса четыре года продавала сандвичи на улицах Лос-Анджелеса. Тилли, в чьем активе номинация на "Оскар" за "Пули над Бродвеем" Вуди Аллена, без преувеличения великолепна в роли Эдны. Это лакомый, "с жиром" кусок актерской игры, которой она откровенно наслаждается.

Кроме наслаждения игрой актеров и видами Нью-Йорка, "Хэппи-энд" дает зрителю еще кое-что. Его не стыдно смотреть и циникам-интеллектуалам, замороченным московской зимой. Коллек не рассусоливает, не подлизывается, не плачется вам в жилетку. Романтика прорастает в его пейзаже, окрашенном иронией, словно сама по себе, из сора повседневности и городского мусора. Только в таком мире можно найденной на свалке метлой расчистить себе дорогу к голливудской славе.

Режиссер "Амели" Жан-Пьер Жене обращался к романтику в каждом из зрителей. Амос Коллек снял фильм для всех циников, которые когда-то были романтиками. Для уставших и разуверившихся, для тех, кто думал, что не выдержит еще одной зимы и лишнего дня в феврале. Весна все-таки наступила. Пришел "Хэппи-энд".


"Хэппи-энд" наступит в кинотеатре "35 мм" с 3 марта.

Выбор читателей