Все дело – в шляпе

Когда-то назначение шляпы не сводилось только к защите головы от солнца и непогоды – она была отражением статуса человека. Сегодня шляпа является элементом, определяющим характер и способность к самовыражению ее владельца




Людей в шляпах в Советском Союзе отчего-то сильно не любили. В пылу ссоры в общественном транспорте, исчерпав все аргументы, на обидчика в головном уборе набрасывались со словами: "А еще шляпу надел!". Возможно такое отношение народных масс к шляпам объяснялось тем, что в шляпах обычно щеголяли либо "гнилые интеллигенты", либо руководящие работники. И тех и других у нас недолюбливали. Одно время в СССР мужское население пытались приучить к шляпам. Так, на дорожном знаке "Осторожно, пешеход!", нарисованном в 1965 г., этот самый пешеход был изображен в шляпе (до этого он был в кепке). Но уже в 1978 г. головной убор у пешехода отняли. Сегодня шляпы никого не раздражают, да и, по правде говоря, не так уж много людей их носит. Сейчас все больше предпочитают кепки и бейсболки.

А ведь когда-то назначение шляпы не сводилось только к защите головы от солнца и непогоды – она являлась отражением статуса человека. Были времена, когда головной убор служил символом власти и могущества. Еще в средние века был выработан целый ритуал ношения шляп: как носить, перед кем снимать. Достойные люди носили на шляпе перья фазана, а проштрафившиеся – ощипанные тушки лесных птичек. Зеленые и желтые шляпы заставляли носить банкротов, оповещая всех таким образом об их положении. Позднее средневековье внесло в историю костюма оригинальные, но очень неудобные шляпы – высокие и остроконечные. Церковь сильно раздражалась по этому поводу, заявляя, что нет более удобного жилища для злых духов, чем эти шляпы, и что женщины, которые их носят, сами рискуют превратиться в рогатых дьяволов, и что такие вещи уже случались...

Были времена, когда мода на шляпы утверждалась в законодательном порядке. Так, в 1797 г. Павел I издал указ, запрещающий ношение круглых шляп: "Чтобы кроме треугольных шляп и обыкновенных круглых шапок, никаких других никто не носил"! Тех, кто ослушивался приказа императора, велено было бить по голове. Это потому, что Павел круглые шляпы считал слишком революционными. Кстати, с именем Павла I и со шляпами связан такой исторический анекдот. Однажды император увидел молодого поручика, чья треуголка была осыпана снегом так сильно, что создавалось впечатление, будто она обшита белым плюмажем, который вообще-то носили только бригадиры. "Почему у вас белый плюмаж, сударь?" – спросил император. "По воле Божьей!" – отвечал испуганный поручик. "Ну что же, – сказал Павел. – Я никогда против воли Божьей не иду. Поздравляю вас, бригадир!"

О том, что шляпа свидетельствовала о статусе человека, упоминает и Владимир Набоков. В романе "Дар" он пишет, что в 1863 г. заключенным в Петропавловской крепости разрешали иметь собственный головной убор, но при условии, что это не цилиндр. А Писарев назло властям пребывал в тюрьме в зеленой турецкой феске с кисточкой.

В английском парламенте шляпы являлись обязательным атрибутом этикета. Их носили в зале заседания, но снимали при входе и выходе из зала, а также во время высказываний. Шляпа также служила отличным способом занять место на скамье в зале заседаний, так как без нее человек не мог далеко уйти и, соответственно, должен был обязательно вернуться. Эта система была разрушена теми членами парламента, которые носили с собой по две шляпы...

Хотя женская мода на шляпы во многом повторяла мужскую, все-таки дамские шляпки были намного сложнее. Например, в XVIII в. прически были настолько причудливыми, что пришлось придумывать специальные головные уборы – футляры. Каждый футляр шился для определенной прически, благо одну прическу тогда могли носить несколько месяцев. А в XIX в. женщины носили капор с приклеенными к нему локонами – создавалось полное впечатление красиво уложенных волос, тогда как на самом деле прически под капором не было. Вообще, считалось, что у приличной дамы должно быть столько же шляп, сколько платьев в гардеробе.

Мужчины оказались к шляпам менее привередливы, хотя было время, когда европейские щеголи носили сразу два головных убора: один, как и положено, был на голове, а другой болтался на ленте за спиной. Говорят, некоторые пытались носить и по три шляпы, но это оказалось уже совсем неудобным.

Выбор шляпы, степень ее экстравагантности всегда свидетельствовали об оригинальности вкуса, смелости и яркой индивидуальности ее владельца, о принадлежности человека к светскому обществу или кругу художественной богемы. Существенную главу в историю головного убора XX столетия вписали котелок Чарли Чаплина, строгие мужские головные уборы Марлен Дитрих и чарльстонские шляпы с пышными украшениями из перьев.

Сегодня шляпа является элементом, определяющим характер и способность к творческому самовыражению человека, ее носящего. Между прочим, в Интернете есть удивительный сайт: для тех, кто носит шляпы из... мяса. Там можно увидеть фотографии бизнес-леди в шляпе из свиных отбивных и студента в бейсболке из мясного фарша. А также правоверного иудея, чья кипа "сшита" из "абсолютно кошерной грудинки".

Выбор читателей