"Телефонный терроризм" российской власти

Одно из самых любимых средств давления на остатки независимых СМИ – анонимные звонки с угрозами. Для главного редактора "Эха Москвы" Алексея Венедиктова они стали уже неотъемлемым элементом его работы




В субботу в квартире Алексея Венедиктова, главного редактора радиостанции "Эхо Москвы", раздался телефонный звонок. Незнакомый голос предложил журналисту подумать о своей семье, о сыне, о том, что он делает. Об этом Венедиктов рассказал в интервью газете Times.

Этот звонок был не первым и, судя по всему, не последним: являясь главным редактором единственной независимой новостной радиостанции, Венедиктов находится под возрастающим давлением, которое оказывается на него с целью подвергнуть цензуре его острые репортажи в преддверии президентских выборов.

То, что возглавляемая Венедиктовым радиостанция все еще выходит в эфир, само по себе является странным: за последние четыре года администрации президента Путина удалось взять под свой прямой или косвенный контроль все телевизионные каналы. Последний из них - ТВС - был закрыт в прошлом году.

По словам Венедиктова, кремлевские чиновники звонят ему практически ежедневно, пытаясь убедить его смягчить тон выпускаемых материалов. Иногда они просят его друзей повлиять на него. Кроме того, раздаются бесчисленные анонимные звонки.

Однако бородатый 48-летний редактор с всклокоченными волосами в стиле сумасшедшего профессора, пишет Times, не намерен сдаваться. "Я делаю это потому, что я убежден, что мой сын должен жить в нормальной стране, - говорит Венедиктов, сидя в своем крошечном кабинете, заполненном книгами и памятными вещами. - Я пытаюсь вести с властями переговоры по различным вопросам, кроме одного - я не иду ни на какие уступки в моей редакционной политике".

Образцом деятельности Венедиктова может служить недавний репортаж, в котором была раскрыта связь между Михаилом Фрадковым, назначенным Путиным на пост премьер-министра, и "Альфа-Групп" - одним из крупнейших финансовых консорциумов страны. Он называет Путина "Тефлоновым президентом" и говорит, что его рейтинг держится на необычайно высоком уровне главным образом потому, что в СМИ не освещаются его промахи.

Столь смелая критика является редкостью в условиях, когда журналисты в надежде не рассердить Кремль занимаются откровенной самоцензурой. До сего момента Венедиктову удавалось выходить сухим из воды, благодаря своему уму, харизме и обширным связям.

Во время интервью с журналистом Times главреду "Эха Москвы" позвонил Роман Абрамович. Они называли друг друга по имени. "Роман, расскажи мне что-нибудь, что я смогу использовать", - пошутил Венедиктов.

Судя по всему, он имеет такие же близкие отношения и с некоторыми кремлевскими чиновниками. Недавно он встречался с руководителем администрации президента Дмитрием Медведевым. "Я просто сказал ему, что мы являемся коммерческой радиостанцией, и что нам нужно повышать наши рейтинги и продавать рекламу", - рассказал Венедиктов.

Выживание своей радиостанции Алексей Венедиктов объясняет в том числе и наличием прочного ядра ее слушателей в стенах Кремля. "Определенно, все они слушают нас - разве есть другой источник реальных новостей?"

Сегодня у "Эха" полумиллионная аудитория в Москве и два миллиона - в других уголках страны. Слушают ее люди по большей части образованные, либерально настроенные и сравнительно состоятельные. И все же эта аудитория малочисленна в сравнении с аудиториями других, принадлежащих государству, радио- и телевещательных сетей - главной заботы Кремля.

Однако независимость радиостанции "Эхо Москвы" уже висит на волоске. Когда-то она входила в империю "Медиа-Мост" Владимира Гусинского, но в 2001 г. была захвачена государственной газовой монополией "Газпром", которая владеет 66% акций.

В уставе радиостанции записано, что ее редакционная политика определяется исключительно главным редактором. У ее журналистов имеется блокирующий пакет акций (34%), а это значит, что устав не может быть изменен без их согласия. Однако имели место неоднократные столкновения с "Газпромом" по вопросам менеджмента, и журналисты обсуждают возможность продажи своих акций этому газовому гиганту, что даст ему всю полноту контроля над программами передач.

"Уменьшения давления определенно не будет, - сказал Венедиктов. - Я не держу охранников и телохранителей. У меня есть семья, о которой я должен заботиться и которую должен защищать. Но моя жена сказала мне, чтобы я делал то, что считаю правильным".

Может так случиться, что Алексею Венедиктову не остается иного выхода, как только уйти со своего поста и создать другую радиостанцию. Анонимные звонки раздаются все чаще, но и они не заставят его молчать.

По словам источника, заслуживающего доверия, такому же давлению подвергаются и многие другие представители СМИ. В частности, судя по всему, под пресс попали Раф Шакиров, Игорь Голембиовский, Владимир Федорин и еще целый ряд руководителей российских СМИ.

Читайте также

Выбор читателей