Переизбыток страданий

Прожженный циник и жуткий бабник встречает однажды в кинотеатре студентку, и у них случается страсть. Они страдают, мучают друг друга, а люди смотрят на них – и плачут. Полтора часа подряд

Горечь любви (Love The Hard Way)
США – Германия, 2001, 104 мин.
Режиссер: Питер Сер
В ролях: Эдриан Броуди, Шарлота Аянна, Пэм Гриер




Мелкий жулик Джек мелко жульничает. Схема стандартная: пара-тройка приехавших в славный город Нью-Йорк туристов снимают девочек, приводят их в гостиницу и только начинают натягивать презервативы, как в номер врываются двое полицейских и всех заарестовывают. Туристы, ясно, желают урегулировать конфликт на месте путем выплаты штрафных санкций наличными и дорогими вещами. Без квитанции. Полицейские, естественно, липовые (Джек с другом), девочки – подставные, портье – в доле, дает наводку и обеспечивает прикрытие. На хлебушек всем хватает.

Но вот прожженный циник (как он думал) и жуткий бабник, имевший 200 женщин (как он про себя рассказывает), встретил однажды в кинотеатре девушку. Она – студентка, умная, острая на язычок. Он – неизвестно, закончил ли школу, хотя книжки читать любит. Правда самую интересную в его жизни книгу, Уголовный кодекс, ему, возможно, еще только предстоит изучить. Противоположности притягиваются. Интрижка перерастает в любовь, а затем и в страсть. Джек пытается объяснить Шарлотте, что он – "не тот парень". В любой день может выйти Yтром из дома, а вернуться только года через три, да и то в случае хорошего поведения. Но любовь вцепилась своими огромными зубищами в обоих и не отпускает. Страдают сами, мучают друг друга, причем специально. Сплошная достоевщина.

В "Горечи любви" Эдриан Броуди снялся за год до того, как стал "Пианистом" и оскароносцем. Его сутулая фигура и орлиный профиль уже тогда примелькались на экране, но имя запомнить у широких масс все не получалось. Грустные и не по годам мудрые глаза в данном фильме приходятся очень к месту, роль обаятельного страдальца написана как будто специально для него. И все было бы хорошо, кабы не переизбыток страданий. Нельзя из людей полтора часа без перерыва гнать слезу. Сперва идет чистый продукт, а в конце – сплошь сивушные масла.


Маленький Будда (Little Buddha)
США – Великобритания – Франция, 1993, 125 мин.
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Киану Ривз, Йинг Риоченг, Крис Айзек, Бриджет Фонда

В делах наследования самая честная схема – у тибетских буддистов. Никаких интриг и борьбы за власть. Все по-честному. Без обмана. Когда умирает Далай-лама, последователи и ученики по всему миру начинают искать его реинкарнацию. Причем никто из них не пытается пристроить на освободившееся место племянника, внука или другого родственника. Поиски начинаются сразу после смерти, но успех приходит, бывает, лишь через несколько лет.

К главному по поискам, ламе Доджи, поступил сигнал. Да не откуда-нибудь, а из Сиэтла (США). Дескать, очень возможно, что покойный лама объявился в теле американского мальчика Джесси. У покойного ламы, по общему признанию, было странное чувство юмора.

Лама Доджи приехал в Сиэтл, посетил родителей мальчика и, снабдив парой сентенций в духе раннего Пелевина, ошарашил потрясающей новостью. Мама сперва относилась к буддистам с симпатией, но отпускать сына в ознакомительную поездку в Гималаи не захотела. Папа, напротив, вначале был настроен скептически, но затем, подвергшись удару кризиса среднего возраста, вызвался сопровождать сына. Пока летели через полмира, объявились еще два кандидата. Мальчик Раджу и девочка с родным для всех советских людей именем Гита. Должность одна, кандидатов трое. В живых должен остаться только один! Кто из них настоящий лама? Как его вычислить? Очень опасно искать черного добермана на темном складе. Особенно, если он там есть.

События нашего времени перемежаются фрагментами биографии Будды. О том, как родился и взрослел. О том, как его отец, царь, поселил ребенка внутри самопальной Матрицы, насколько позволяла тогдашняя технология, т.е. спрятал за стенами замка, оградив от картин голода, нищеты, болезней и старости. Но у Киану Ривза... тьфу! т.е. у Будды уже тогда были нехилые возможности и стремление выбраться из рая на помойку в поисках истины.

Самый прямолинейный фильм Бертолуччи. Никаких глубинных подтекстов. Незамысловатая история Будды в картинках. Зато как снято!


Сумрачный самурай (Tasogare Seibei)
Япония, 2002, 123 мин.
Режиссер: Едзи Ямада
В ролях: Хироюки Санада, Рие Миядзава, Мин Танака, Недзи Кобаяси

Что было бы, если б Акакий Акакиевич вместо шинели носил рваное кимоно, вместо зонта – огромный меч и жил в Японии? Получился бы Игучи Сейбей.

Игучи – самурай. Он бы, может, и хотел проводить время с гейшами, пить саке, любоваться на весеннюю сакуру и сочинять хокку, но скромный доход не позволяет. Вместо этого – каждодневная служба с девяти до шести, пара часов раком на шести сотках, помощь двум дочерям с домашним заданием, готовка пищи, стирка, починка. Жена-то умерла недавно, похороны сожрали сбережения и наплодили долгов (зато все было как у людей!), посему и приходится бедному самураю вкалывать почище любого пейзана.

Лишь однажды Игучи сорвался. Вступившись за честь любимой женщины, он получил вызов на дуэль от местного забияки, влиятельного и опытного в битвах мечах. Друзья уже начали скидываться на поминки, но наш герой не просто победил противника, а сделал это простой палкой, чем шибко унизил. Посудачили в замке и происшествии, да и забыли.

А на дворе бушевал XIX век. Гражданская война. Токугава против императора. Был втянут в разборки и клан Игучи. Начальство о вспомнило таланте скромного счетовода и отправило его покарать бывшего начальника стражи. Бусидо не позволяет накинуться на мятежника толпой, а предписывает честный вызов на поединок, в котором смутьяну равных нет.

Пока смотришь фильм – сплошь специфика, Япония и все положенные причиндалы. Как начинаешь вспоминать после – сплошной Николай Васильевич Гоголь. Только глаза поуже. Всего самурайства – одно название. Вечная история маленького человека. Потому и на "Оскар" отправили вместо кровожадного Китано. Потому и не дали "Оскара". А вообще фильм если и не гениальный, то близок к данному состоянию.

Кассеты предоставлены прокатными компаниями "Екатеринбург Арт" и "Союз-видео".

Выбор читателей