Театральный бомонд побаловали сюрком

Открытие 10-го фестиваля "Золотая маска" прошло в Цирке на Цветном бульваре. Устроители похулиганили на славу. Особенно порадовали два слона – обыкновенный цирковой и очень маленький, на поверку оказавшийся прелестным фоксиком




27 марта, в День театра, открылся десятый по счету фестиваль "Золотая маска". Устроители, видимо решив, что ввиду юбилея все дозволено, побаловали зрителя сюрком.

Слегка сюрреалистична уже сама идея праздновать и День театра, и юбилей, и открытие крупнейшего в России театрального фестиваля не где-нибудь там, а в цирке на Цветном бульваре. Театральных звезд в таком раскладе заменят слоны, львы, акробаты и клоуны. У цирка на Цветном и так всегда перед представлением толкучка, а перед открытием "Маски" случилась толкучка вдвойне. В огромной вялотекущей очереди с одинаковой покорностью стояли все звезды театрального мира. Они привыкли к представлениям. Их пригласили на балаган.

Цирк круглый. Это идеальная метафора равенства – не зря в "Трех толстяках" Юрия Олеши именно циркачи побеждали буржуазное зло. В цирк приходят посмеяться и похлопать в ладоши. В цирке важно не как ты одет и насколько бонтонен – в цирке важно, как громко ты кричишь и как весело смеешься. Наверное, потому цирк идеальное место для церемонии – как круглый стол идеальное пространство переговоров. Но дело не только в этом.

Дело еще и в том (внимание, интрига), что для "Золотой Маски" в ее нынешнем виде и составе десятый фестиваль окажется последним. После чего директор фестиваля Эдуард Бояков удаляется со сцены вместе со своей командой, а на смену ему приходит некто совсем другой, точнее, совсем другая. В качестве прощального "прости" позволяется похулиганить, сбавить помпезности и дать волю воображению.

Церемония, поставленная питерским режиссером Андреем Могучим, была основана на культовом фильме "Цирк", том самом, где Любовь Орлова пела про черненького ребеночка. Ведущие церемонии – Рыжий и Белый клоуны: Александр Калягин и Георгий Тараторкин. Это не просто два отличнейших артиста в своем амплуа (Калягин так вовсе играет того самого Папашу Убю из пьесы Альфреда Жарри, который принес ему "Золотую маску" за лучшую мужскую роль в прошлом году). Это еще и председатель СТД РФ и президент "Золотой маски" соответственно.

Еще один герой, бесстрашный летчик Петрович, – это сам директор "Маски" Эдуард Бояков. Ему следовало бы присудить отдельный приз, вроде классического "За честь и достоинство", – ведь все-таки для того, чтобы взмыть под самый купол цирка и летать туда-сюда над зрительскими головами, нужна недюжинная храбрость.

Обыгрывание фильма Александрова и попытки Рыжего клоуна купить золотую маску за деньги было бессвязно и невнятно, и обсуждать его как-то не хочется. Просто клоунские репризы Калягина-Тараторкина перемежали чисто цирковые выступления, каждое символизировало одну из номинаций "Маски".

Особенно порадовали "Драматические спектакли больших и малых форм": большой и маленький слон соответственно. Маленький слон показался поначалу заводной игрушкой, но после умираний и отмираний обратно, после прыжков по арене и заигрываний с ведущими оказался на поверку маленьким хорошо замаскированным фокстерьерчиком.

Хороши чудовищные каракатицы, представляющие номинацию "Новация", позаимствованные из театра-цирка "Кракатук". Новацию прогнали со сцены – чтоб не трогала, противная, русский театр. Были потрясающие эквилибристы и танцующие мартышки, весьма точно характеризующие музыкальный театр. Были не очень милые, но, увы, обязательные нелепицы типа дуэта из мюзикла "Норд-Ост" (а как же, герой-то – летчик). А в финале представления там, где у этой женщины должен был обнаружиться черный ребенок, неожиданно обнаружился торт. Торт был огромен и натурален: милые девочки в передничках честно делили его между зрителями.

Вот такой милой цирковой невнятицей праздновал День театра московский театральный бомонд. Налет легкой бредовости никак не мешал церемонии, но бредовость таки была. Так, когда, взобравшись на помост, один из ведущих церемонии читал пьесу Константина Треплева из "Чайки" про то, как "люди, львы, орлы и куропатки", на сцену выходили какие-то девушки с козлами, гусями и собаками, а над всем этим балаганом величественно звучал голос Бориса Борисовича Гребенщикова: "Три сестры, три сестры черно-бело-рыжей масти". Зачем? К чему? Незачем и спрашивать, ведь это цирк, а значит балаган.

Неожиданность церемонии в том, что это церемония открытия самого помпезного театрального фестиваля в России. "Маска" не любит сюрпризов и не признает интриги, даже самый нетеатральный человек может заранее угадать, кому достанутся призы и почести. На ежегодный весенний слет собираются только самые признанные театральные коллективы. Программа составлена под самого придирчивого зрителя. Так будет и в этом году.

Так что если хотите видеть фаворита состязания за самую главную номинацию "Маски" – пожалуйте 29 и 30 марта в МТЮЗ на спектакль "Дядя Ваня" Льва Додина (МДТ-Театр Европы, Санкт-Петербург). Опасаться нечего, балаган кончился. Теперь все всерьез. И Лев Додин слон очень даже большой. Больше, чем лев.

Выбор читателей