Евросоюз съедает Польшу

Европе удалось то, чего не смог сделать социалистический режим – задавить мелкого польского собственника. Маленькие частные лавочки, фермерские и ремесленные хозяйства постепенно исчезают




Итак, меньше чем через месяц состоится вступление в ЕС десятка новобранцев, большинство из которых некогда входили в "орбиту" СССР, а трое – и в сам Советский Союз. Путь из одного союза в другой оказался нелегким: тут была и шоковая терапия, и дикий капитализм, и неуверенность в победе. А главное – десятилетняя тренировка в затягивании поясов. Но теперь все позади: Евросоюз распахнул перед ними врата, за которыми ждут комфорт, свобода и довольствие. Впрочем, так ли все безоблачно?..

Возьмем Польшу – самое крупное "приобретение" ЕС в Восточной Европе. Какая судьба ждет ее в Союзе? С экономической точки зрения, это палка о двух концах. С одной стороны, ожидается, что преимущества Общего рынка и отсутствие внутренних границ в ЕС даст импульс развитию польской экономики. Рост ВВП страны ускорится (в наше-то депрессивное время), как минимум, с 3,7 до 4% уже в этом году. Из Западной Европы активнее пойдут инвестиции, будут создаваться новые предприятия (рабочая сила в Польше пока дешевле). С другой стороны, местное производство будет довольно сильно придавлено конкуренцией, особенно тяжелая промышленность, сельское хозяйство и мелкий бизнес. Они и сейчас уже чувствуют себя не лучшим образом: закрыто 90% угольных предприятий, простаивает знаменитая Гданьская судоверфь. Но еще хуже другое: поляки говорят, что Европе удалось то, чего не смог сделать социалистический режим – задавить мелкого польского собственника. Сейчас маленькие частные лавочки, фермерские и ремесленные хозяйства, которыми всегда жила и славилась Польша, постепенно исчезают, не выдерживая конкуренции с крупными компаниями с Запада. Поляки опасаются, что исконно польских товаров скоро совсем не останется. Конечно, западные не хуже, да и рабочих мест под их производство в Польше создано немало, но все-таки социальная цена вступления в Европу получается довольно высокой. Несмотря на оживление экономической конъюнктуры, в стране наблюдается очень высокий уровень безработицы – 20% трудоспособного населения. Под угрозой еще 20%, которые составляют фермеры... Причем безработным полякам (как и другим "евроновоселам") податься на вольные хлеба на Запад будет не так-то просто, как они надеялись, стремясь в ЕС. Из всех старожилов европейского дома пока только Великобритания, Ирландия и Нидерланды готовы принимать на работу граждан Польши.

В общем, Европейский союз, как показывает практика, не слишком-то щедр и дружелюбен к странам-кандидатам, зато много требует от них. К примеру, несколько месяцев назад Европейская комиссия, оценивая состояние подготовки новичков, больше всего замечаний адресовала именно Польше.

Однако поляки не из тех, кто даст спокойно диктовать себе условия игры. Европа уже имела удовольствие столкнуться с польским гонором на саммите в Риме, где должна была быть принята европейская конституция. Польша (в союзе с Испанией) не дала этому произойти, поскольку посчитала, что предложенная схема распределения голосов в Совете ЕС (учитывающая население стран-членов) ущемляет ее права. Польше гораздо больше по душе нынешние пропорции, где у нее практически столько же голосов, сколько у 80-миллионной Германии. Правда, со сменой правительства в Испании Варшава лишилась своего главного союзника в этом вопросе и тоже пошла на попятный. Теперь она поддерживает предложенный проект евроконституции, а правительство Лешека Миллера уходит в отставку. Но поляки нисколько не жалеют о произошедшем скандале. Ссоры и конфликты их не смущают, наоборот, они гордятся тем, что их лидеры не побоялись вступить в спор с самыми могущественными странами ЕС. "Берлин, наконец, стал относиться к Польше серьезно – не просто как к предполагаемому партнеру новой группы государств в ЕС, но как к политической силе, с которой нужно считаться", – писала "Gazeta Polska". И Берлин, действительно, отнесся к польской проблеме серьезно: вместе с другими странами-донорами европейского бюджета Германия решила заморозить свои отчисления в казну Евросоюзу (которые предполагалось увеличить с учетом нужд новичков). Дабы проучить норовистых кандидатов и показать им, кто тут главный. А вот влиятельная польская "Polityka" подытоживает: "Последние полтора года Польша демонстрирует Евросоюзу, что не позволит плевать в свою тарелку. Мы добились, наверное, самых выгодных условий вступления, которые только можно было отвоевать". Добились, но теперь – когда настало время пожинать плоды – Польша, похоже, может многого лишиться.

Чем еще чреваты взаимоотношения "старых" и "новых" европейцев, так это припоминанием обид. Например, поляки недвусмысленно намекают Берлину на то, что если бы Германия не напала на Польшу в 1939 г., той теперь не пришлось бы побираться по европам. Немцы, в свою очередь, давно точат зуб на Польшу, которой после Второй мировой войны досталось немало собственности граждан Германии в бывших "восточных землях" Рейха. Есть претензии и на кое-какие земли. Каждую неделю несколько десятков немцев обращаются в так называемую Прусскую международную опеку, которая копит их иски к Польше о возвращении утраченного имущества. Руководители этой общественной организации (правительство ФРГ к ней отношения не имеет) заявляют, что вначале намерены обратиться к польскому правительству, а если оно не согласится вернуть имущество, то направит жалобу в Европейский трибунал по правам человека. Вот после вступления в ЕС все это и начнется...

Парадоксально, хотя и не удивительно, что в преддверии вступления в ЕС Польша вновь потянулась к России и СНГ. За минувшее десятилетие этот вектор ее внешних связей совсем загнулся: на Россию сейчас приходится менее 3% внешней торговли Польши, чуть больше – на Украину. Но сейчас в сознании поляков происходит какой-то важный поворот: на восточных соседей начинают смотреть не как на старых врагов и захватчиков, а как на партнеров и огромный потенциальный рынок для польских товаров (которые будут скоро вытеснены не только с западноевропейского рынка, но и из самой Польши). Начинают вспоминать русский язык, учить ему молодежь... Может, это ностальгия по "совку"?

Выбор читателей