Оклад и взятка: что дороже?

Повышение окладов чиновникам преподнесено как антикоррупционная мера. Дескать, чиновники станут больше получать от государства и, следовательно, меньше брать с граждан. Насколько оправданы эти надежды?




"А жалованье ему положить маленькое, ибо должность у него воровская", – распоряжался Петр I, назначая очередного своего "птенца" на административно-хозяйственную должность. Не оттуда ли пошло на Руси какое-то порочное отношение к чиновничеству как к низкооплачиваемой, но наделенной властью касте, которая вынуждена жить "на подножном корму", потихоньку присваивая казенное имущество и получая "откат" от тех, кому оно оказывает "государственные" услуги? Не отсюда ли и отношение чиновников к должности как к "кормушке"?

Однако спустя 300 лет после эпохи Петра российский президент Путин, которого уже неоднократно сравнивали с царем, решил нарушить вековые неблаговидные традиции российского чиновничества. Он объявил войну коррупции. Казалось бы, что тут нового? С этим явлением борются на всем протяжении истории Государства Российского. Но... "Владимир Путин решил бороться с коррупцией новым способом, – пишет The Guardian. – Путем повышения оплаты труда высших чиновников".

Причем повышение намечено действительно неплохое: кому в 2, кому в 5, а кому и в 12 раз. Сам Владимир Владимирович будет получать более 5 тысяч у.е. (разумеется, в рублевом эквиваленте), а его министры – 3 тысячи. Конечно, зарплаты чиновникам надо иногда повышать, а в нашей стране этого не происходило уже давно. Ведь всегда существует некая черта, ниже которой планка зарплат находиться не может – иначе работать станет просто некому. К тому же в худшем положении всегда находятся "младшие чины" – что греха таить, чем выше положение в государственной иерархии, тем больше у сотрудника различных надбавок, выплат их всяких фондов. Так что пусть официальная зарплата – сотни 2-3, но реально гораздо больше. А вот у "младших" в иных ведомствах – хорошо, если 100 у.е. набегает... А ведь предполагается, что на таких должностях должны работать молодые, амбициозные... Неудивительно, что там трудятся, в основном, ребята предпенсионного возраста.

Но теперь все у нас будет по-другому, по-европейски. По крайней мере, президенту будет не стыдно поговорить о зарплатах за кружечкой пива где-нибудь в Центральной Европе: отныне он получает больше тамошних лидеров (например, польский президент зарабатывает всего порядка $4 тыс. а прибалтийские – и того меньше). Да и Западной Европе он теперь не бедный родственник: президент РФ почти сравнялся в доходах с премьер-министром Испании. Конечно, Шредер, Ширак или Блэр получают побольше, но им позволительно. А вот, кстати, председатель Европейской комиссии получает возмутительно много: в пересчете на "зеленые" – более 28 тыс. в месяц! Этак недалеко и до самого президента США: у того $33 тысячи.

Собственно, повышение окладов руководства государства – это вопрос престижа страны. И не важно, чем подкреплены достижения в этой области: качественным развитием экономики или высокими ценами на нефть. На наши нефтедоллары можно позволить себе и не такое. Но, конечно, в стране, где доход на душу населения слегка превышает $100, руководителям приходится вести себя скромно. Впрочем, и нынешнее повышение чиновничьих окладов дало коммунистам повод для критики: "При средней зарплате в 40-50 долларов стыдно платить тысячи долларов министерским управленцам", – прокомментировал это событие представитель КПРФ Олег Куликов. Впрочем, чиновники ведь тоже в какой-то степени народ, точнее, довольно многочисленная его прослойка. Сейчас в России насчитывается 1,25 млн чиновников (кстати, вдвое больше, чем было в СССР в 1990 г.) при населении в 145 миллионов. Так что почти 1% населения страны станет жить лучше. Почему бы просто не порадоваться?

Но нас в данном случае волнует и другая сторона этой затеи: повышение окладов чиновникам было преподнесено как антикоррупционная мера. Дескать, чиновники станут больше получать от государства и, следовательно, меньше брать с граждан. Насколько оправданы эти надежды?

Международная организация Transparency International в недавнем своем докладе поставила Россию на 86-е место (из 133 возможных) по уровню коррумпированности. Значит, есть по крайней мере еще 46 стран, где дела с коррупцией обстоят хуже, чем у нас. Но есть и 85, где ее меньше, чем в России. Для сравнения скажем, что Россия оказалась в этом списке "по соседству" с Мозамбиком и обогнала ряд стран ближнего зарубежья (например, Таджикистан оказался на 128-м месте). А вот по индексу "готовности граждан страны давать взятки" Россия заняла первое место из 21 "протестированной" на сей счет страны – то есть, россияне больше всех других готовы давать "на лапу". О чем говорят эти цифры? Прежде всего о том, что в нашей стране недостаточно ограждать чиновников от взяток большими окладами – нужно работать с населением, которое все равно будет "искушать" их своими подношениями. Основными получателями взяток в России, согласно TI, выступают ГИБДД, а также системы здравоохранения и образования. Директор Российского центра антикоррупционных исследований и инициатив TI Елена Панфилова отмечает, что, согласно опросам, в некоторых регионах 56% жителей хотя бы раз в году дают взятку, причем ее размер сопоставим со среднемесячной зарплатой в этой местности. В числе таких лидеров – обе столицы, Юг России и Дальний Восток.

Правда, российские эксперты поставили по сомнение результаты исследования, проведенного TI. Директор института политических исследований Сергей Марков убежден, что "Россия, безусловно, не на первом месте среди взяткодателей". Почему? Наверно, по определению. А предвзятость международной организации к нашей стране он объясняет такими причинами, как "традиционно критическое отношение к России, устарелость, немодность таких организаций, как "Транспаренси интернэшнл", и неправильный круг экспертов внутри страны, которых они выбирают".

Как бы то ни было, но наличие в России коррупции признают все. Один из авторов очередной новой программы борьбы с ней, бывший помощник президента Ельцина Георгий Сатаров полагает, что повышение окладов чиновникам само по себе проблемы решить не может, "необходим жесткий политический и общественный контроль над бюрократией. Он возможен при нормальной политической конкуренции, при свободе СМИ, при гражданских свободах". Однако эксперт считает, что ничего этого у нас "нет в природе". И поэтому Путину остается только "закачивать" нефтедоллары "в свою единственную опору – бюрократию".

А тем временем с другой стороны в эту же самую бюрократию "закачиваются" огромные объемы народных "взяткодолларов" Они уже становятся весомым фактором в экономической жизни страны: по данным российского отделения TI, россияне тратят на взятки 510 млрд руб. в год. В пересчете на одного российского чиновника это будет 34 тыс. в месяц – то есть более 1000 у.е. Получается, что население платит чиновникам "альтернативную зарплату", да еще и побольше, чем родное государство. Жаль, что она не распределяется между всеми госслужащими, а то и государство было бы нам ни к чему!

Впрочем, государству можно предложить – чем попусту бороться с мздоимством и отрицать его как род экономических операций – вмешаться во "взяточный процесс". Нужно узаконить и регламентировать процедуру дачи и получения взятки, установить единые тарифы, надбавки и льготы, и – естественно! – обложить эти суммы специальным налогом. Чиновникам же предписать заносить их в свои декларации о доходах. Эксперты, кстати, утверждают, что даже в ряде западных стран (например, в Греции) со взяточничеством почти уже смирились, признав мздоимство частью народного менталитета и данью традиции.

Выбор читателей