Геращенко заставил Грызлова страдать

Если деятельность Геращенко способна будет как-то улучшить ситуацию в "ЮКОСе", имя легендарного банкира останется в российской экономической истории как имя величайшего кризис-менеджера современности




Решение экс-главы Центробанка прийти на помощь "ЮКОСу" продолжает оставаться в центре внимания. Спикер Госдумы Борис Грызлов выразил вчера сожаление по поводу решения депутата от блока "Родина" войти в совет директоров НК. "Любой руководитель крупной организации будет недоволен уходом из ее рядов высококвалифицированных сотрудников", – заявил Грызлов журналистам. По его мнению, Геращенко является специалистом высокого уровня и крайне жаль, что ему придется покинуть ряды депутатов.

Однако отчего-то трудно поверить, что эти сожаления связаны исключительно с утратой Думой бесценного кадра, тем паче что деятельность Виктора Владимировича в должности первого зампредседателя Комитета по собственности не была отмечена громкими свершениями.

Во вторник, когда стало известно о решении экс-главы Центробанка, некоторые "осведомленные" эксперты поспешили высказать предположение, что данная "рокировочка" была осуществлена не без ведома Кремля. Сам виновник торжества поспешил опровергнуть подобные подозрения, но поверили ему, похоже, не все.

Рассуждая логически, Геращенко действительно можно было бы рассматривать как посредника, задачей которого являлась бы подготовка почвы для переговоров между государством и "ЮКОСом". Считается, что бывший главный банкир обладает определенными связями на самом высоком уровне и пользуется высокой популярностью среди мировой бизнес-элиты. Казалось бы, лучшей фигуры для начала процесса торговли между властью и опальной компанией не найти. Однако не стоит забывать, что с недавней сменой правительства и серьезными кадровыми перестановками в российских верхах связи бывшего главного банкира скорее всего уже не имеют былой силы и влияния. К тому же, хорошо известно, что Геракл никогда не отличался чрезмерной лояльностью власти, и потому весьма сомнительно, что Кремль решил поставить на него в таком деликатном деле. Более того, последние действия властей в отношении "ЮКОСа" и его основных акционеров (вчера Платону Лебедеву был продлен срок содержания под стражей) не содержат в себе ни малейшего намека на скорое начало переговоров.

Поэтому недовольство Грызлова (в лояльности власти которого сомневаться как раз совершенно неуместно) поступком бывшего главного банкира носит несколько иной характер, нежели незамутненная ничем скорбь об утрате ценного кадра. С одной стороны, спикеру может действительно не нравиться, что из возглавляемой им палаты парламента уходит яркая фигура, избытком которых нынешняя Дума похвастать не может, но главное состоит в том, что уходит она в стан "идейных врагов". Тем не менее, нет сомнений, что уход из Думы пойдет Геращенко исключительно на пользу, ибо думский период не лучшим образом сказался на его имидже, особенно профанация с выдвижением кандидатом на пост президента.

Что касается "ЮКОСа", то здесь правы, скорей, те аналитики, которые еще во вторник поспешили назвать приглашение Геращенко "жестом отчаяния" загнанной в тупик компании. Действительно, приглашение последовало буквально сразу после того, как пул крупных мировых банков заговорил о возможности преждевременного отзыва предоставленного "ЮКОСу" кредита. Теоретически, топ-менеджеры банков-кредиторов действительно могут прислушаться к голосу Геращенко. Однако это отнюдь не означает, что в случае дальнейшего ухудшения ситуации авторитет бывшего главы ЦБ способен будет повлиять на их решение потребовать от "ЮКОСа" досрочного возвращения кредитов.

С другой стороны, для самого Геращенко последний бросок на "ЮКОС" станет беспроигрышным ходом и затмит собой неудачный думский период. Беспроигрышность заключается в том, что даже в случае полной неудачи его действий никто не выскажет упреков в адрес банкира, ибо все прекрасно понимаю тяжесть положения, в котором оказался "ЮКОС". Если же деятельность Виктора Геращенко в качестве (возможном) председателя совета директоров способна будет как-то улучшить ситуацию в компании, его имя навсегда останется в российской экономической истории как имя величайшего кризис-менеджера современности.

Выбор читателей