Высшее образование останется бесплатным

Пока образование России финансируется по остаточному принципу, реальных изменений в этой области ждать не приходится, независимо от того, будут или не будут проведены все предлагаемые реформы




Каждый год с приближением вступительных экзаменов в вузы актуальной становится тема финансирования высшего образования. А этой весной, после того как новое правительство с энтузиазмом взялось за старые реформы, данная проблема приобрела особую остроту. Рабочая группа под руководством помощника президента Игоря Шувалова подготовила концепцию реформы высшего образования, которая предполагает внедрение системы Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) и образовательных кредитов. Означает ли это, что в недалеком будущем обучение в институте станет возможным только на платной основе?

Отличники платят меньше

Напомним, идея ГИФО тесно связана с другим новшеством российского образования – Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), и уже проходит испытания в нескольких регионах страны. По результатам сдачи ЕГЭ выпускникам школ на продолжение образования выделяются государственные средства, сумма которых зависит от количества набранных учеником баллов. На данный момент существует пять градаций ГИФО. Соответственно, чем лучше пройден выпускной экзамен, тем выше категория и тем больше денег получит абитуриент на свое дальнейшее обучение. Разумеется, средства эти не выдаются на руки, а направляются вслед за будущим студентом в выбранный им вуз. В прошлом году высшая категория ГИФО "весила" 12,5 тыс. руб. в год, низшая – 700 рублей. Понятно, что стоимость учебы, скажем, в известном московском вузе во много раз превышает данные цифры. Разницу в цене придется оплачивать из своего кармана, но, как уверяют авторы реформы, отнюдь не всем.

Государственное финансирование бюджетных мест, которых согласно законопроекту должно быть не менее 50% от общего числа и не менее 20% по каждой специальности, должно полностью сохраниться, пояснила "Yтрy" заместитель директора Института развития и образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. Более того, даже те, кому все же придется самостоятельно платить за учебу, все равно окажутся в выигрыше, поскольку частично их ГИФО покроет стоимость образования. И, наконец, расценки на обучение в региональных вузах, как правило, гораздо ниже столичных и зачастую полностью покрываются ГИФО, иной раз даже с избытком.

Бюджетное неравенство

На самом деле, по замыслу авторов, эта система призвана повысить конкуренцию между высшими учебными заведениями за лучших студентов и тем самым стимулировать их к улучшению качества обучения. Ведь сегодня вузы финансируются по смете, которая практически не зависит от количества набранных студентов и уж тем более от уровня их подготовки. "У нас в стране очень много вузов, в том числе довольно слабых провинциальных. Но они оттягивают на себя значительную часть бюджетных средств, потому что готовы брать любых двоечников, лишь бы вытянуть из министерства деньги. И мы ничего не можем с этим поделать, поскольку у учредителя субсидиарная ответственность перед ними, – говорит Ирина Абанкина. – ГИФО заставит региональные институты либо усиливать свои учебные программы, бороться за сильных ребят, которые принесут им деньги, либо придумывать для себя какой-то другой способ выживания". При этом на сегодняшний день средства от ГИФО покрывают только половину бюджетных расходов вузов. Остальные по-прежнему дотируются государством. Таким образом, переход на ГИФО в большей степени коснется не столько абитуриентов, сколько самих вузов.

Знания в кредит

Что же касается образовательных кредитов, их должны будут выдавать банки под государственные гарантии, а также компании-работодатели, заинтересованные в подготовке квалифицированных кадров для своего бизнеса. При этом государство обещает не только участвовать в страховании рисков, но и полностью погасить кредит, если выпускник согласится несколько лет после окончания института отработать, например, агрономом в далеком селе или учителем в муниципальной школе. Тот, кто не захочет заключать подобных соглашений, будет самостоятельно выплачивать долг, но только после того, как уровень его доходов достигнет определенного уровня, например, в 85% от средней российской зарплаты. А специалистам, поступившим в вуз благодаря предприятию-спонсору, предстоит расплачиваться с ним своим трудом.

Но это все в теории, которая, как известно, далеко не всегда совпадает с практикой. Так, директор по управлению персоналом ОАО "Силовые машины" Олег Петров в интервью газете "Ведомости" поведал, что попытка его компании оплатить обучение студентов в счет последующей отработки "провалилась". "Они не захотели быть кому-то обязанными через несколько лет", – пояснил он. К тому же, несмотря на то, что рынок профессионального обучения в последние годы достаточно динамично развивается, многие российские компании по-прежнему не видят необходимости оплачивать тренинги и курсы повышения квалификации даже для собственных сотрудников. Тем более они не готовы вкладывать средства в начальное обучение будущих специалистов и годами ждать его окончания.

Банки, хотя и присматриваются к образовательным кредитам, также не торопятся включать их в список своих услуг. По крайней мере, опрошенные корреспондентом "Yтра" представители этих финансовых структур заявляли о своем интересе к данному варианту размещения денег, но особого энтузиазма не проявили. "Выдача таких кредитов под гарантии государства представляется интересной. Но, конечно, для окончательного решения банка об участии необходимо видеть предлагаемый законопроект", – пояснил замдиректора департамента розничного бизнеса "Банка Москвы" Роман Воробьев.

Талантам из глубинки реформа не поможет

В концепции модернизации российского образования предусматривается одновременное существование двух названных способов финансирования высшего образования. Какое из них станет основным, покажет время. Авторы реформы надеются, что новые правила откроют дорогу в ведущие учебные заведения страны для небогатых, но талантливых ребят из глубинки. Однако вряд ли это произойдет, по крайней мере, в ближайшие десятилетия. Во-первых, помимо оплаты учебы необходимые деньги на проживание в Москве, значительно более дорогое, чем в регионах. А стипендии ныне хватает в лучшем случае на проездной. Во-вторых, самые квалифицированные педагогические кадры сосредоточены в столице и других крупных городах, потому и уровень обучения здесь объективно намного выше, чем в провинции. При этом даже в московских школах не хватает учителей. Для того же, чтобы обеспечить хорошими преподавателями самые отдаленные школы и привести среднее образование к единым стандартам по всей стране, необходимо очень много денег. Даже если закрытие слабых вузов высвободит определенное количество средств, их едва ли будет достаточно для решения столь глобальной проблемы. С другой стороны, дети из малообеспеченных семей побоятся брать кредиты на образование, не будучи уверенными, что смогут после обучения найти достойную работу, чтобы погасить задолженность. Так что, пока подавляющее большинство российского населения живет небогато, без финансовой поддержки государства высшей школе не обойтись. А поскольку образование в нашей стране финансируется по остаточному принципу, реальных изменений в этой области ждать не приходится, независимо от того, будут или не будут проведены все предлагаемые реформы.

Выбор читателей