Выпил, упал, очнулся – труп

Филип Кауфман сделал то, чего ожидать от него было нельзя: снял очень плохой фильм. Энди Гарсиа смахивает на идиота, а Сэмюэл Джексон играет среднестатистического негра, положенного каждому полицейскому триллеру

Амнезия (Twisted)
США – Германия, 2004
Режиссер: Филип Кауфман
В ролях: Эшли Джадд, Энди Гарсиа, Сэмюэл Л. Джексон




В зависимости от мужских настроений женщина в кино бывала невинной жертвой, роковой красоткой, преступницей и даже тем, кто расследует преступление, будучи при этом то невинной, то прекрасной, то преступной. "Амнезия" Филипа Кауфмана – печальный пример того, что происходит, когда за дело берется женщина.

Сара Торп, чей сценарий компания Paramount купила за миллион долларов, за этот миллион расстаралась вовсю. Ее героиня Джессика Шепард (Эшли Джадд) служит в полиции, снимает мужчин в переполненных барах, применяет незаконные методы при задержании, пьет как лошадь и каждый вечер любуется на фотографию мертвого папы-полицейского, застрелившего маму-красавицу. Мужчин у нее больше, чем девушек у Джеймса Бонда, хотя не совсем понятно, какое из перечисленных качеств героини они находят привлекательным. Самое прекрасное в этом то, что в конце концов Джессика встает точнехонько в длинный ряд "сильных женщин" от шекспировской Катарины до меньшовской Катерины: прижимается к мужчине и шепчет: "Как долго я тебя искала!"

Капризы женской логики сталкиваются с логикой полицейского боевика в стиле "неонуар", который позорно отступает. Многообещающее начало – титры с видами туманного Сан-Франциско, прямо кричащие "сейчас прольется чья-то кровь" под плачущий саксофон а-ля Анжело Бадаламенти – тут же показывает кукиш. Джессика переходит в убойный отдел. Кроме напарника (Энди Гарсиа) с масляными глазами и темным прошлым, ее там ждет первый труп – один из случайных ночных приятелей. Сценаристка Торп тут же выдает на-гора штук пять подозреваемых (собственно говоря, это все герои, кроме полицейской лаборантки, да и у той слишком подозрительные индейские косы), после чего начинается ленивое жонглирование этими возможностями и неспешный рост горки трупов.

Главный подозреваемый – сама Джессика, хотя, в отличие от милейшей старушки Анжелы Лэнсбери, она убийств не писала, она их просто проспала. День Джессики заканчивается удивительно однообразно: выпил, упал, очнулся – труп. Простое решение – провести хотя бы один вечер в трезвом состоянии – не приходит ей в голову. Вместо этого она рассказывает полицейскому психологу о том, что в ней живет тяга к преступлению, и, как ни в чем ни бывало, откупоривает очередную бутылку.

Главной загадкой "Амнезии" становится причина, по которой этот фильм согласился ставить Филип Кауфман. Всего можно было ожидать от человека, чей первый фильм получил приз Новой критики в Каннах в 1965 г., от того, кто поставил "Вторжение похитителей тел" в 1978 г., придумал Индиану Джонса в начале восьмидесятых, экранизировал роман Милана Кундеры "Невыносимая легкость бытия" в 1988-м и стал причиной возникновения прокатного рейтинга NC-17 ("детям до семнадцати") в 1990-м (с "Генри и Джун"). Филип Кауфман сделал то, чего ожидать было нельзя: снял ОЧЕНЬ плохой фильм. По крайне мере, таково мнение подавляющего большинства кинокритиков по обе стороны океана.

Нельзя сказать, что он не старается вытянуть "Амнезию" своей "твердой режиссерской рукой". Во-первых, собирает мощную команду актеров на главные роли – кроме специалистки по ролям сильных женщин Джадд и Энди Гарсиа с амплуа "плохих хороших парней", это Сэмюэл Л. Джексон в роли фактического опекуна Джессики и важной полицейской шишки. Правда, счастье, постоянно написанное на лице Гарсии, смахивает на идиотизм, а Джексон неотличим от среднестатистического негра, положенного каждому полицейскому триллеру. Джадд действует по колее, накатанной в "Двойном просчете" и "Особо тяжких преступлениях".

Кауфман также пытается возместить недостатки сценария мрачной атмосферой "непарадного" Сан-Франциско, без разноцветных домиков и знаменитых холмов, с таинственными темными причалами и шумными морскими котиками на побережье. Это удается ему лучше, чем Матье Кассовицу в еще одном недавнем "неонуаре", "Готике", но даже вид ревущего стадиона San-Francisco Giants, на фоне которого находят первый труп, не может искупить весь сюжетный абсурд фильма. Триумфом Сары Торп становятся последние десять минут, когда многочисленные подозреваемые "лопаются", как воздушные шарики, и наступает патетический финал. После которого остается неприятное ощущение, что тебя, в отличие от подозреваемых, первоклассным образом надули.

В прокате с 29 апреля.

Выбор читателей