По Красной площади под звуки труб

Вальсы, марши, торжественные проводы и встречи, прогулки по паркам - все это неразрывно связано с духовыми оркестрами. Оценить их искусство москвичи смогут в День независимости на фестивале "Содружество армий"




В звучание духового оркестра влюбляешься сразу и навсегда. Вальсы, марши… торжественные проводы и встречи… прогулки по паркам… Все это неразрывно связано с духовыми оркестрами. В бытность свою студентом, а потом аспирантом Московского университета я ходил слушать выступления духового оркестра на площади перед главным зданием МГУ, которые бывали два раза в год – 1 сентября и в конце июня, когда чествовали выпускников. Впечатление было неизменно прекрасным: залитые солнцем Воробьевы горы, масса радостных лиц и замечательная музыка. Военный духовой оркестр не только приятно слушать, наблюдать четкие и стройные, но в тоже время не лишенные замысловатости перестроения–дефиле – тоже крайне занятно.

В этом году всем любителям духовых оркестров Всероссийское музыкальное общество делает настоящий подарок и организует I Международный фестиваль военных духовых оркестров "Содружество армий", который пройдет в Москве с 12 по 14 июня 2004 года. Побеседовать о предстоящем мероприятии с корреспондентом "Yтра" любезно согласился сопредседатель и главный дирижер фестиваля, начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны РФ - главный военный дирижер, полковник Валерий Михайлович Халилов.

"Y": Как возникла идея провести фестиваль духовых оркестров?

Валерий Халилов: Идея провести фестиваль военных духовых оркестров витала в воздухе давно. Лет пять-шесть назад было совещание у Ю.М. Лужкова, на котором я высказал это предложение. В Питере уже несколько лет такой фестиваль проводится - в этом году девятый будет, а в Москве ни одного. Лужков тогда дал распоряжение префекту ЦАО, начальнику управления культуры Москвы Ю.Бугаеву, и мы провели в декабре того же года первый фестиваль детских духовых оркестров в Москве, в Манеже. Причем очень удачный, интересный: участвовали многие детские коллективы, военные оркестры. Манеж, кстати, оказался удобным местом. Но международный фестиваль военных оркестров, к сожалению, не состоялся. То ли подзабыли об этом, то ли потому что Бугаев ушел. И только в этом году усилиями Всероссийского музыкального общества и его председателя Н.Н. Калинина мы вышли на различные уровни, на различные министерства и ведомства с просьбой поддержать это начинание. Все, к кому мы обращались, нас поддержали. Теперь все зависит от финансирования. Честно говоря, мы немножко поздновато начали, и когда зашла речь о приглашении оркестров два месяца назад, то оказалось, что далеко не все смогут приехать. У каждого военного оркестра за рубежом есть свой план. Если запланированы три поездки в год, то четвертую осуществить уже сложнее. И поэтому из числа приглашенных оркестров пока однозначно будут только коллективы из Австрии, Таиланда, возможно, Египта и Украины.

"Y": Из-за этого фестиваль приурочили не ко Дню Победы, а ко Дню независимости?

В.Х.: Нет, мы так и планировали - ко Дню независимости, потому что на День Победы очень много мероприятий: парад на Красной площади, выступления накануне, правительственный концерт и т.д. Кроме того, на 9 мая намечены прохождение по Тверской улице, выступления отдельных оркестров - мы просто физически не смогли бы провести все одновременно. До 5 июня оркестры будут заняты на выпускных экзаменах молодых дирижеров-лейтенантов. А потом мы приступим к подготовке фестивальных выступлений. Это займет много времени. Каждый оркестр должен подготовить свое дефиле, то есть перестроение под музыку. Начнется фестиваль 12 июня, а закончится 13-14 июня.

"Y": Будут какие-то совместные выступления всех оркестров?

В.Х.: Да, будут. В первой половине дня 12 июня в этом году будет парад, с 11:00 до 13:00. Мы начинаем работать с 16:00. Там же на Красной площади пройдет открытие. До этого будет марш-парад вниз по Тверской. На Манежной сыграем вместе. После перерыва мы собираемся в 20:30 и играем до 22:00: каждый оркестр делает дефиле на Красной площади, где оборудуют специальную трибуну. Потом, за 20 минут до салюта, мы становимся в общий строй и играем пять произведений: финал 9-й симфонии Бетховена, который считается гимном Европы, "Мою Москву", "Торжественный марш" Чайковского, марш "Генерал Милорадович", "Подмосковные вечера" В.Соловьева-Седого.

"Y": Кто финансирует фестиваль?

В.Х.: Все идет через правительство Москвы, это какие-то целевые программы. Мое дело – музыка, я специально в это дело не вникаю.

"Y": В пресс-релизе фестиваля сказано, что он будет способствовать популяризации военной музыки. А что такое военная музыка?

В.Х.: Военная музыка – это музыка, которая обеспечивает жизнедеятельность войск. Регулярная военная музыка в России была установлена указом Петра I от 1711 г., где была проведена строгая регламентация оркестров по количеству и по составу исполнителей: флейтщики, гобойщики, фаготы, барабанщики и т.д. Раньше говорили не как сейчас - флейтисты, а флейтщики, гобойщики. Бить зарю, игра на марше и прочее – это и есть военная музыка. Она поддерживает ритм армии, энергетику армии.

"Y": А зачем нужна ее популяризация?

В.Х.: Чтобы люди знали, что она вообще есть. Где вы сейчас услышите военную музыку. По телевизору - нет. Она была вытолкнута из культурной жизни. Раньше была радиостанция "Орфей". Я говорю "была", потому что нас, военных оркестров, там сейчас тоже нет. Мне в свое время посчастливилось сотрудничать с этой радиостанцией, раза два-три давал интервью. Звучали мои марши, Весенняя увертюра. Была действительно популяризация, выступали выдающиеся коллективы, военные в том числе. Сейчас духовой оркестр можно изредка услышать в парках. Я начинал службу лейтенантом в Пушкине, под Питером. Когда я туда приехал, играл все сезоны по договору. Директором Павловского дворца-музея была замечательная женщина Анна Ивановна Зеленова, которая в войну спасла огромное количество экспонатов и потом руководила восстановлением Павловского ансамбля. Она очень любила духовую музыку, и благодаря этой любви духовые оркестры каждый год играли в Павловском парке. Каждый сезон, все лето до отпуска или после отпуска мы играли программы духовой музыки. Классическая была программа, военная… и это было очень интересно… Парки были бесплатными, люди гулять приезжали толпами. Ну и оркестры на этом зарабатывали. Так было раньше, а сейчас, я думаю, этого нет. В Павловске помешать игре оркестра мог только дождь. Люди знали уже, что мы играем, подходили ко мне, к дирижеру и просили: "А вы могли бы в следующей программе, например, сыграть Вагнера?". Представляете, такие были вещи. И мы играли, все играли, это было очень приятно. Публика была организованная, знающая наше дело. Вот что такое популяризация военной музыки.

"Y": В программе фестиваля вальсы предусмотрены?

В.Х.: Да.

"Y": Это тоже к военной музыке относится?

В.Х.: Нет, но вальсы всегда входили в репертуар военных оркестров, так же как и марши. Не все знают, что самые популярные вальсы, исполняемые военными оркестрами, написали военные дирижеры: Кюсс - "Амурские волны", Шатров - "На сопках Манчжурии", Джойс – "Осенний сон".

"Y": А сейчас такую музыку пишут?

В.Х.: Очень мало, но есть. Нет стимулирования, раньше выделялись какие-то средства на проведение конкурсов, на создание музыки для духовых оркестров. Мы это восстанавливаем. А просто так сейчас никто не пишет.

"Y": У вас есть какое-то самое любимое произведение для духового оркестра?

В.Х.: Есть много произведений, одинаковых по уровню моей любви к ним, но такого, чтобы "ах! люблю больше всего!" – нет. Нравится очень "Прощание славянки", вальсы "Осенний сон", "Амурские волны", "Березка".

"Y": Предстоящий фестиваль для вас элемент культуры или пропаганды?

В.Х.: Для меня это элемент культуры. Я ничего не собираюсь пропагандировать. Просто люди будут приходить и радоваться. Потому что увидеть, скажем, дефилирующий оркестр сейчас можно очень редко. Для этого нужна площадь, для этого нужен оркестр, который может показать и строевую выправку, и мастерство. Для этого нужно время.

"Y": Дефиле подготовить трудно?

В.Х.: Трудно. Надо все просчитать, все проверить. Ведь дефиле складывается из нескольких произведений, под которые происходит перестроение. Во-первых, необходимо выбрать тему, лейтмотив. "Сент-Луи блюз", тут же "Полюшко-поле" и "Я люблю тебя, жизнь" - так не бывает, должен быть единый мотив. Дефиле, например, может быть построено на русском фольклоре. Взять хотя бы "Барыню" - под нее же пляшут, даже не танцуют, а пляшут. И у оркестра могут быть какие-то движения, характерные для этой музыки. Но здесь должен быть такт и чувство меры. Это все-таки военный оркестр.

"Y": Как вы относитесь к тому, что военные оркестры выступают с поп-певцами? С Веркой Сердючкой, например.

В.Х.: Отрицательно. Не буду пальцем показывать, но когда вместо фуражек надевают нечто другое, движения какие-то руками делают – это нехорошо. Военные есть военные. Везде должно быть чувство меры. Если человеку без формы можно стоять у ларька и пить пиво, в форме подойти к ларьку и пить пиво уже не очень прилично. Так же и в нашем деле. Поп-музыка - это поп-музыка, это другой жанр. И военную форму под нее подстраивать - неправильно. Хотя и современно, может быть… но нехорошо. Дурно пахнет. Форма определяет меру поведения.

Выбор читателей