Три могилки на Арх-Москве

Каждый год на ярмарку Арх-Москва ломятся толпы любителей красивой жизни. Здесь можно заглянуть на дизайнерскую кухню, помечтать над невообразимыми и неосуществимыми архитектурными проектами


Фото: newizv.ru



За сорок минут до открытия вернисажа залы Центрального дома художника больше всего напоминали поле сражения: повсюду метались ошалевшие и вопящие люди, мужички в униформе возводили сложные конструкции, вокруг что-то строили, красили, заносили, а в это же время потерянные уборщицы безуспешно пытались надраить полы. Так из безумного хаоса рождалась Девятая Международная выставка архитектуры и дизайна Арх-Москва.

Арх-Москва – это одна из самых престижных архитектурных выставок в Москве, центр профессионального общения архитекторов и дизайнеров. Основная ее задача - демонстрация элитных товаров и услуг, дающих возможность заказчику сформулировать свое видение будущего интерьера, а профессионалу – сориентироваться в новейших тенденциях.

Народ любит заглянуть на дизайнерскую кухню, помечтать над невообразимыми архитектурными проектами. Каждый год на ярмарку Арх-Москва ломятся толпы любителей красивой жизни. Но все же для обывателя "архитектура" и "дизайн" – понятия хотя и весьма конкретные, но очень уж многоуровневые. Кто-то, глядя на проект фантастического жилого дома, восхищенно поцокает языком: "Надо же, до чего додумались!". Другой неторопливо прикинет размеры недавно приобретенного участка – влезет ли? Точно также и приятное иностранное слово "дизайн" вбирает в себя решительно все: авторские проекты жилых интерьеров, итальянскую сантехнику, занавески, которые мы подбираем в тон обоям и стильное оформление специальных мероприятий.

Специфика выставки архитектуры и дизайна заключается в том, что в отличие от своих художественных товарок, разделение на коммерческую и творческую часть здесь слишком очевидно. Если вы не очень хорошо разбираетесь в современном искусстве, то едва ли поймете, какой проект, допустим, на Арт-Москве, явно неокупаемый, а какой создан на потребу глупому толстосуму. На Арх-Москве это понятно сразу: светодизайн и образцы портьерных тканей – для профессионалов, полуголые красотки на леопардовых шкурах и импортная сантехника – для богатых покупателей, фантастические макеты, зарисовки и планы – для тех, кто может оценить полет творческой мысли и в бумажной архитектуре. В целом, конечно, впечатление несколько странное. Создается ощущение, что взяли фрагмент какой-то строительной ярмарки, перенесли в приличный интерьер, "окультурили" цивильной художественной программой и выставляют как последнее достижение в области архитектуры и дизайна. На самом деле, это не совсем так. Просто многие прекрасные художники и архитекторы в перерывах между "творческими" заказами зарабатывают на жизнь тем, что проектируют дома по заданию московской мэрии, с которой особо не развернешься, оформляют интерьеры заводов, предъявляющих свои технические требования, претворяют в жизнь безвкусные заказы частных клиентов, мнящих себя королями дизайна.

В свою очередь, поставщики "элитной" продукции искренне уверены, что предлагают покупателю высокохудожественный товар. Например, фирма "Империал-стиль" занимается изготовлением авторских ковров по оригинальным эскизам. На ярмарке их стенд украшали два изделия: темно-красный рельефный ковер с гербом СССР и веселенький гобелен с разноцветными портретами Путина. Представители фирмы страшно обиделись, когда кто-то из посетителей вежливо поинтересовался, почему эти предметы считаются произведением искусства.

И все-таки обидно, что Арх-Москва, задуманная как симбиоз коммерческих и некоммерческих проектов, уделяет все меньше внимания "свободным художникам". Когда-то выставочная программа была весьма интересной и насыщенной. Сегодняшняя Арх-Москва гораздо ближе к народу. Причем не к той сомнительной публике, которая ходит на выставки из абстрактных эстетических соображений, а к людям понимающим и деловым. Граждане, задумавшие приобрести оригинальный особняк или обустроить эксклюзивный интерьер, получат на выставке квалифицированную консультацию. И прямо тут же, "не отходя от кассы", они могут ознакомиться с образцами плитки, модной в этом сезоне, подобрать шторы для будущей спальни и заказать сногcшибательную светотехнику. Кстати, последние достижения в области светотехники – одна из самых продвинутых частей выставки. В этом году, чтобы осветители не затмили других экспонентов, кураторы проекта организовали специальный раздел "Свет в архитектуре". Здесь представлены образцы интерьерного, уличного и ландшафтного освещения, а также эксклюзивные проекты и новые технологии освещения, в том числе суперсистема "умный дом".

Конечно, авторские проекты тоже есть, хотя в этом году их очень немного. Как всегда, один из залов выставки занимает экспозиция лауреатов ежегодного московского Смотра архитектурных произведений, номинированных на премию "Золотое сечение". Весьма уныло смотрятся конкурсные проекты реконструкции гостиницы "Минск". Особенно если учесть, что неподалеку расположился шикарный плексигласовый макет венских башен-близнецов архитектора Максимилиана Фуксаса.

Авторский проект кураторов ярмарки – Бориса Бернаскони и Кирилла "Workshop Russia" вообще проходит как независимая экспозиция и сослан на антресольный этаж. Как, впрочем, и загадочное произведение Гора Чахала под названием "Умный дом". Здесь же расположилась композиция "Утраты", представленная Московским музеем архитектуры: три одиноких могилки, поросших молодой травкой, и серые обелиски с пожелтевшими фотографиями: Военторг, Манеж и гостиница "Москва". Этот скромный проект стоит всей Арх-Москвы.

Выбор читателей