Военные действия в общественном транспорте

Контролер в общественном транспорте – профессия трудная, опасная и малооплачиваемая. Говорят, скоро она уйдет в прошлое. Но пока контролеры продолжают ловить неистребимых "зайцев" – иногда с риском для жизни




Теперь я от дома до метро и, соответственно, от метро до дома хожу пешком – тратить лишние 20 рублей за проезд жалко. Опять же, 15-минутная прогулка не помешает, можно лишний жирок порастрясти. Но пешком – это если погода хорошая. А тут выхожу из метро – дождь. И автобус к остановке подкатил, будто специально для меня. Я, разумеется, в него – прыг. Еду себе, в ус не дую. Хорошо! И вдруг прямо над ухом голос: "Билетик предъявите!". Вздрагиваю, оборачиваюсь: стоит надо мной сурового вида гражданин и удостоверением в нос тычет. Черт побери, контролер! Человек я законопослушный, до подорожания транспорта покупал единый. А тут совершенно забыл, что надо было талончик приобрести. Не по себе мне как-то стало, стыдно даже. В общем, заплатил я штраф – 100 рублей (штрафы пока не повысили). Еду дальше, свой позор переживаю. Но тут вижу – не один я безбилетный пассажир в этом автобусе. Двое других "зайцев" спокойно вынули по сотне из бумажников и молча протянули контролеру. А вот третий "заяц" (впрочем, комплекция этого гражданина скорее соответствовала слову "кабан") повел себя неадекватно. Он сразу же начал громко орать на весь автобус. Дословно воспроизвести его речь я не решаюсь по причине практически полного отсутствия в ней цензурных слов и выражений. Но смысл выступления сводился к тому, что, дескать, трудящимся и так жрать нечего, а с них еще за этот... транспорт... семь шкур дерут, ну и так далее в том же духе... Контролер тоже за словом в карман не полез. Короче, началась перебранка, плавно переходящая в потасовку. Пассажиры откровенно веселились. Автобус подкатил к остановке, открыл двери. И тут амбалистый "заяц", видимо, исчерпав словесные аргументы, схватил несчастного контролера за шиворот и выкинул вон из автобуса. Тот вылетел из открытых дверей, как пробка из бутылки, и удачно приземлился прямо на цветочной клумбе. Вслед за ним вышел задиристый пассажир, но противника добивать не стал, а быстро-быстро поспешил в сторону домов... Контролер же, кряхтя, поднялся, отряхнулся и опять залез в автобус. В это время в салоне бурно шло обсуждение произошедшего. И, надо сказать, к немалому моему удивлению, большинство пассажиров стали на сторону хулигана. Злорадно поглядывая в сторону помятого и измазанного контролера, граждане высказывали мнение, что так, мол, этому гаду и надо. Что, мол, вместо того, чтоб с людей стольники собирать, шел бы на завод вкалывать или еще чем полезным заниматься... И лишь одна старушка контролера пожалела и заметила, что работа у него – не приведи Господь. Да и мне, хотя я контролеров недолюбливаю сызмальства, побитого было жаль. Вспомнился к тому же страшный случай, когда вот точно такой же инцидент закончился трагически. Тогда 29-летний пассажир отказался платить штраф и подрался с 24-летним контролером "Мосгортранса". Начавшаяся в автобусе битва продолжилась на остановке; во время драки контролер оказался на проезжей части и попал под грузовик... Так что профессию эту следует признать вредной и опасной.

К тому же профессия эта еще и малооплачиваемая. Зарплата у контролеров – 1750 руб. плюс 50% с каждой квитанции. Но это при том условии, что выполнишь норму – три "зайца" в день. Конечно, раньше (до ноября 2002 г., когда штраф был 10 руб.) многие платили. С сотней же мало кто легко расстается. Поэтому, случается, контролерам откровенно хамят и даже норовят побить. Причем, согласно существующей инструкции, сам контролер силу применять права не имеет. Более того, он даже не может вывести под руки из транспортного средства безбилетного пассажира. Собственно, если "заяц" отказывается идти в милицию, то с ним сделать ничего нельзя. То есть, по идее, это контролер должен вызвать милиционера к месту. Но как его вызовешь-то? Да и вообще милиция "зайцами" занимается крайне неохотно, а самих контролеров частенько посылает куда подальше.

Зато проехаться бесплатно у нас любят многие. По наблюдениям работников "Мосгортранса", особенно много халявщиков среди людей в возрасте от 15 до 35 лет. Но иногда платить за проезд отказываются и вполне солидные граждане. Немало у нас и тех, кто не берет билеты на законных основаниях. Это так называемые льготники. Причем этих льготников иногда в каждом автобусе-троллейбусе больше, чем обычных граждан. Сегодня столичный наземный городской пассажирский транспорт перевозит больше 10 млн человек ежесуточно, и свыше 6 млн из них пользуются льготами. Говорят, что 70% расходов на транспорт оплачивается из бюджета города, а 30% оплачивают оставшиеся пассажиры. Получается, что мы, выкладывая 10 рублей за поездку, оплачиваем многочисленное племя официальных "зайцев". Конечно, пенсионеры, солдаты, инвалиды платить за проезд не должны. Но остальные-то? При чем здесь налоговики, таможенники, сотрудники ФСБ и т.п.? Разумеется, не все пассажиры согласны раскошеливаться за "чужого дядю", поэтому и возникают неприятные инциденты между ними и контролерами.

К тому же, нередко дань с "зайцев" собирают мошенники, коих в последнее время развелось немало. Появляясь в салонах автобусов, троллейбусов и в вагонах трамваев, они надолго там не задерживаются, предпочитая высадить первых попавшихся под руку "зайцев" и разобраться с ними на улице без свидетелей. Методы, применяемые для взимания штрафов, напоминают самый примитивный рэкет. Впрочем, отличить настоящего контролера от жулика довольно просто. У "правильного" контролера обязательно должно быть: специально оформленное удостоверение, наряд на работу и квитанции. Если что-либо из вышеперечисленного отсутствует, то это наверняка мошенник.

Сегодня в столице работают 450 контролеров. По словам работников "Мосгортранса", каждый из них штрафует за день по 3-4 человека. Прибыль, даже несмотря на нынешние штрафы, невелика. А вот убытки от проезда "зайцев" "Мосгортранс" оценивает примерно в 500 млн руб. в год. Контролеры, кстати, есть практически во всех цивилизованных странах, и штрафы там за безбилетный проезд суровее наших. Например, в Вашингтоне "зайцу" придется выложить $100, в Риме (в пересчете на доллары) – $59, в Хельсинки – $57.

Однако в том же "Мосгортрансе" многие считают, что контролеры вообще не нужны и эта профессия отойдет в прошлое. Но это случится лишь тогда, когда во всех столичных транспортных системах будут установлены автоматы-турникеты. Говорят, что это позволит не только снизить число "зайцев", но и качественно повысить учет пассажиропотока...

Выбор читателей