Германская провокация

Одни утверждают, что работы Ньютона, отдающие садомазохизмом, – удар по женской эмансипации; по мнению других, его модели наделены таким зарядом сексуальной агрессии, что сметут с лица земли любого мужчину




Задолго до своей трагической кончины Хельмут Ньютон стал признанным классиком фотографии. Но, кажется, больше всего его любят в России. Не проходит и года, чтобы где-нибудь в Москве не показали работы немецкого мастера. Даже огромная ретроспективная выставка, организованная в прошлом году Московским Домом фотографии, не охладила пыл его многочисленных поклонников. В рамках проекта "Москва – Берлин/Берлин – Москва. 1950-2000" галерея на Солянке совместно с журналом Vogue предлагает выставку "Хельмут Ньютон и другие".

Популярность Ньютона во многом связана с его фантастической биографией. Его творчество, взросшее на корнях юношеских впечатлений, дало бы неисчерпаемый материал любому фрейдисту.

Мальчик из еврейской семьи, родившийся в Германии в 1920 г., он испытал все "прелести" расцветающего нацизма: разделение своего школьного класса на евреев и арийцев, преследования евреев, вынужденную эмиграцию в 1938 году. Европейская известность пришла к нему далеко не сразу. До того как стать фотографом журнала Vogue (а это произошло только в 1961 г.), Ньютон успел поработать фотокорреспондентом в сингапурской газете (откуда, впрочем, был уволен через две недели за некомпетентность), отслужить 5 лет рядовым в австралийской армии и снова заняться фотографией в Мельбурне. Но только в Vogue к Ньютону пришла международная слава. Мастер, остававшийся маргиналом почти четверть века, моментально приобретает мировую известность. Тогда же складываются три составляющие его творчества: мода, обнаженное тело и портреты. Фотографу позировали самые известные люди планеты: Энди Уорхол, Сальвадор Дали, Изабель Юпер, Дэвид Боуи, Настасья Кински, Мик Джаггер, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Герхард Шредер.

Но самую широкую и скандальную известность Ньютону принесли эротические фотографии. Уже сорок лет они вызывают бурные споры искусствоведов и зрителей. Одни утверждают, что работы Ньютона, отдающие садомазохизмом, – удар по женской эмансипации; по мнению других, его модели наделены таким зарядом сексуальной агрессии, что сметут с лица земли любого мужчину. Действительно, пышные формы и вызывающие позы моделей Ньютона едва ли наведут на мысль о томной принцессе. Фотограф и сам неравнодушен к сильным женщинам. Один из атрибутов этой силы и непременная визитная карточка мастера – туфли на высоких каблуках. Модель Ньютона не покажется в теннисных тапочках даже на пляже. Крупные, мускулистые красавицы, уверенно стоящие на огромных каблуках, – наследие эстетики 1930-х годов.

До конца своих дней Хельмут Ньютон оставался верен этой непоколебимой женской силе. Один из его последних проектов, снятый в 2003 г. для юбилейного сентябрьского номера Vogue, так и назывался: "Женская сила". Снимки из этой серии экспонируются на выставке.

Судьба других участников проекта, Карла Лагерфельда, Эллен фон Унверт и Юргена Теллера, также тесно связана с историей журнала Vogue. Но нам они интересны прежде всего как мастера разных поколений, представляющие различные стороны современной немецкой фотографии.

Продолжательница ньютоновской традиции Эллен фон Унверт давно уже заслужила прозвище "главной хулиганки современной фотографии". Провокационные снимки звезд и смелые видеоклипы сделали ее одним из самых востребованных профессиональных фотографов.

Известный кутюрье Карл Лагерфельд увлекся фотографией лишь в конце 1980-х. А уже в 1996 г. его снимки получили приз Немецкого общества фотографии. В 2000 г. модельер основал собственный издательский дом и с тех пор не имеет проблем с публикацией своих фотоальбомов.

Юрген Теллер – один из самых влиятельных фотографов моды последнего десятилетия. В отличие от элитарного Ньютона, герои его фотографий более демократичны. Любимое занятие Теллера –уничтожение границ между частными и профессиональными снимками. Так появились хиты, вроде обнаженной и безнадежно беременной красавицы Кейт Мосс.

Произведениям немецких фотографов присущ особый стиль. Он одинаково ярко проявляется и в общепризнанных шедеврах классика Хельмута Ньютона, и в работах молодой звезды Юргена Теллера. Экспрессивная и динамичная немецкая фотография, часто балансирующая на грани искусства и китча, наиболее полно отражает специфические черты, присущие германской культуре.

Увидеть это своими глазами можно в галерее на Солянке до 16 июня.

Выбор читателей