Цены на бензин толкают Украину в социализм

Мировой топливный кризис ударил по Украине. Потребительские цены на бензин в мае резко выросли, что заставило Кабинет министров страны принять решение о регулировании цен на нефтепродукты




На Украину возвращаются старые добрые времена, когда решения о том, какими будут цены, принимают государственные органы. Причины для столь нерыночных шагов весьма веские. Во-первых, это общий рост цен на энергоносители на мировых рынках, который приводит в ужас экономистов и правительства многих стран. Теракты в Саудовской Аравии, продолжающаяся война в Ираке, а также отказ ОПЕК от отмены квот на продажу нефти не позволяют надеяться, что тенденцию можно переломить. Некоторые аналитики уже полагают, что цена на баррель черного золота в ближайшее время может достичь уровня $50, а самые отчаянные пессимисты предсказывают аж 70.

На этом мрачном экономическом фоне в мае топливо в Украине резко подорожало, примерно на 40%, что привело к возникновению ажиотажного спроса, а это в свою очередь заставило правительство на неделю приостановить экспорт нефтепродуктов и ограничить рентабельность работы АЗС. Об этом говорится в постановлении Кабмина от 28 мая "О внесении изменений в приложение к постановлению Кабинета министров Украины от 25 декабря 1996 г. №1548", опубликованном в правительственной газете "Урядовий Курьер". Этим документом Кабинет министров уполномочил Совет министров Крыма, областные государственные администрации, Киевскую и Севастопольскую городские администрации по согласованию с министерством топлива и энергетики и министерством экономики устанавливать граничные уровни розничных цен на дизельное топливо и бензин, которые реализуются на автозаправочных станциях.

Но этим украинские власти не ограничились и с целью стабилизации положения предоставили министерству топлива и энергетики право устанавливать максимальные цены реализации на внутреннем рынке оптовых партий горючего. "Минтопэнерго, по согласованию с минэкономики, устанавливает предельные уровни оптовых отпускных цен на дизельное топливо и моторные бензины, которые реализуются на внутреннем рынке (кроме продукции, реализуемой через автозаправочные станции)", - говорится в постановлении. Кроме того, Кабмин также приостановил до 1 сентября аукционы на продажу нефти украинского производства.

Для защиты местного рынка нефтепродуктов власти Украины предпринимают нестандартные шаги: дополнительно импортировать 25-30 тыс. т высокооктановых бензинов, чтобы насытить внутренний рынок и не допустить дальнейшего роста цен на нефтепродукты. "Мы сейчас занимаемся с "Укрнафтой" и "Нафтогазом" вопросами о ввозе около 25-30 тыс. т бензина по стабильным ценам, а также используем сегодня остатки и запасы, которые есть в "Укрнафте" для того, чтобы стабилизировать цены на горюче-смазочные продукты", – заявил министр топлива и энергетики страны Сергей Тулуб. В целом правительство надеется снизить цены на 10%. Украина потребляет около 10-12 млн т нефтепродуктов в год. В 2003 г. шесть нефтеперерабатывающих заводов страны произвели 3,8 млн т бензина и 6,3 млн т дизельного топлива, переработав 21,99 млн т нефти.

Подобные сообщения не внушают оптимизма. Не первый день в российской столице обсуждают ползучий рост цен на бензин на столичных АЗС. Специалисты полагают, что цены на московских заправках на низкооктановый бензин могут в июне вырасти на 12,3%, на Аи-92 — на 8,7%, а на Аи-95 — на 8%. А подобное подорожание в свою очередь вызовет общий рост цен на потребительском рынке.

Выбор читателей