Бедная Мона Лиза

Почему-то современные отечественные художники предпочитают иностранок, причем, хоть и очень красивых, но уже давно покинувших наш бренный мир. Любят их в разных видах с большой творческой силой и мощью


Фото: gif.ru



Почему-то отечественные художники нашего времени предпочитают иностранок. Причем, хоть и очень красивых, но уже давно покинувших наш бренный мир. Музой художника Мамышева стала актриса Мэрилин Монро. А Георгий Пузенков много лет поклоняется леонардовой Джоконде.

Сейчас уже трудно себе представить, как этот человек жил и работал, не зная Моны Лизы. Между тем когда-то Георгий Пузенков счастливо проводил время в тихом белорусском городе Краснополье, а после учился в Институте электронной техники в Москве. О том, чтобы замахнуться на полотно великого Леонардо да Винчи, он, разумеется, и не помышлял. И только встав на скользкий путь художника, Георгий Пузенков понял всю ценность культурного наследия эпохи Ренессанса. "Я должен был, как маленький ребенок, назвать все предметы, которые меня окружали, для того чтобы получить общую картину мира. Предметами этими я выбрал существующие и существовавшие образцы искусства".

Разумеется, самым удачным образцом для экспериментов оказалась Мона Лиза. Тем более что этот образ уже был раскручен лучшими представителями мирового авангарда: Джоконду многократно тиражировали, подрисовывали ей усы, сделав ее самым популярным символом художественного бунта. В 90-е, переехав на жительство в Германию (поближе к избранному объекту), Пузенков начинает свой эпохальный проект.

Идея незатейлива и не нова. Тем не менее, автор счел необходимым дать некоторые объяснения.

"Мона Лиза – это не произведение живописи, это – институция. Редчайшие объекты в истории искусства, пройдя через стадию мифа, вырастают до размеров самостоятельного культурного явления. В XX веке пространство музея было осмыслено художниками по-новому: из места паломничества он стал их инструментом – контекстуальной средой для новых идей. Пририсовать Джоконде усы – это то же самое, что пририсовать их музею. Каждый раз, когда художник вносит свои "усы" в пространство Моны Лизы, он ищет актуальную для своего времени формулу описания мира – будь то концептуальный дадаизм или поп-сериальность".

Самой "актуальной формулой описания мира" рубежа XX и XXI столетий оказалась, разумеется, компьютерная графика. В середине 90-х Георгий Пузенков предложил человечеству принципиально новую интерпретацию леонардовского образа: художник вписал Мону Лизу в рамки компьютерного экрана, воспроизведенного на холсте в современной живописной технике. Впоследствии она многократно меняла размер, цвет и материал. Постепенно всевозможные эксперименты с главной "иконой" мирового искусства превратились в нечто вроде навязчивой идеи мастера, а разноцветный лик Джоконды, пропущенный через компьютер, стал визитной карточкой Пузенкова.

Чуть позже появилась серия фотографий "Мона Лиза идет по России". Джоконда на опушке леса, Джоконда на берегу реки, Джоконда любуется бескрайними русскими просторами... Обрусевшая Мона Лиза с триумфом прокатилась по Европе и даже заглянула к Марату Гельману.

Сегодня Пузенкова одолевают новые прожекты. Последнее время он обдумывает идею запустить любимый образ в космос, дабы далекие цивилизации могли насладиться его (образа) неземной красотой. Художник даже сочинил специальную музыку для этого проекта. "500 звуковых модулей пробиваются сквозь космический ветер и эхо сигналов спутника. "Голос Моны Лизы" летит и замирает в пространстве цветового спектра", – таким видит автор светлое будущее своего детища. Музыкальное произведение с романтическим названием "Мона Космос 21" основано на нотной записи, найденной в архивах Леонардо да Винчи.

В прошлом году исполнилось 500 лет со времени создания Леонардо да Винчи его знаменитой "Джоконды". Для Пузенкова это стало достойным поводом вновь напомнить о себе. На этот раз в стенах Государственной Третьяковской галереи. Ее необъятные залы вместили в себя все возможные вариации на тему Моны Лизы, воплощенные в жизнь Георгием Пузенковым. Гордость экспозиции – семиметровая инсталляция, состоящая из пятисот компьютерных распечаток (по одной штуке на каждый год жизни оригинального полотна). Вокруг нее удобно расположились работы из цикла "Мона Лиза идет по России". В целом все очень мило. Только обидно, что ведущий столичный музей (к тому же хоть и бывшей, но все же родины художника) оказался в самом хвосте этого многолетнего и уже изрядно утомившего публику турне.

Третьяковская галерея на Крымском Валу, до 15 августа.

Выбор читателей