Все ухабы взлетных полос: путеводитель по столичным аэропортам

Каждый из четырех московских аэропортов живет своей жизнью. Из "Внукова" и "Домодедова" проблематично позвонить. В "Шереметьеве" лютуют таксисты. В "Быкове" время застыло – здесь до сих пор 1982 год




По дороге к аэропорту славного города Казани расставили светоотражатели. Расставили весной, поэтому летом они заросли травой. А траву вокруг аэропорта надо косить. Веселый косильщик на мини-тракторе у меня на глазах резво выкашивал все это хозяйство. Я смотрел из машины и ждал – скосит он хоть один светоотражатель или нет. "Шайтан, шайтан!" – раздалось через десять минут вместе с лязгом железа и снопом искр из-под косилки. Светоотражатель выдержал, и аэропорт продолжил жить своей тихой жизнью. У его (аэропорта) московских коллег существование не в пример беспокойнее.

Старейший

В 11 км на юго-запад от Москвы расположился один из первых российских аэропортов, построенный еще 60 лет назад, – "Внуково". Из более чем 80 регулярных внуковских рейсов значительное число приходится на Украину, Молдову, Грузию и Армению. Из зарубежных приоритетными считаются Турция, Болгария и Германия.

До последнего времени здесь находилось 4 терминала: 2 пассажирских, VIP и грузовой; 2 взлетно-посадочные полосы, которые могут принять любой тип самолета весом до 400 т; общая пропускная способность – 60 самолетов в час. В официальной информации об аэропорте подчеркивается, что во "Внукове", несмотря на его близость к Москве, нет ограничений по шуму. Тем самым аэропорт привлекателен для зарубежных самолетов, не соответствующих европейским стандартам 2002 г. об уровне шума двигателей.

Большинство пассажиров добираются до "Внукова" на автобусе или маршрутке. Сориентироваться и найти наземный транспорт у метро "Юго-Западная" не сложно, хоть народу здесь и тьма тьмущая. Правда, вместо обещанных 10 минут ждать автобуса пришлось все 20. Все это время нас развлекал человек-бутерброд с рекламой скупки сотовых телефонов и антиквариата.

Уже в автобусе выяснилось, что остановки не объявляют, поэтому пришлось интересоваться, где и когда выходить. "Первый светофор", – как мантру повторяла нетрезвая дама, хоть обратился я и не к ней. Дама быстро погрузилась в объятия Морфея, а пассажиры объяснили, что ехать еще долго. Остановка автобусов в аэропорту аккуратно спрятана за новым паркингом в несколько уровней. Кстати, о паркингах: во "Внукове" они самые дорогие по Москве – 100 руб. в час за парковку. За утерю парковочного талончика – штраф в 500 рублей.

Буквально на днях во "Внукове" начал работу новый (5-й по счету) пассажирский терминал. Здание довольно большое и призвано быть комфортным. Но, как у нас водится, введено в эксплуатацию с недоделками. Входов-выходов предусмотрено по два, но работают только по одному. Пройдя обязательный досмотр с помощью рамки, оказываюсь в новом чистом зале. Уровень вполне европейский, все цивильно. Правда, попытка попить кофе терпит фиаско: анонсированное на указателях кафе еще не работает. Придется выходить в старый терминал и потом снова проходить металлоискатели. Одним кафе недоделки не исчерпываются – везде видны следы недавнего строительства.

В старый терминал вход тоже один. Очередь движется быстро; кладу рюкзак на движущуюся ленту металлоискателя. Вдруг что-то стопорится, все останавливается. Какая то неприятность произошла с аварийной кнопкой, система вырубилась. Несколько минут царит замешательство, потом отключается и рамка для прохода пассажиров. Нас пускают так. На жалобный возглас: "У меня там рюкзак застрял", позволяют вынуть. Без досмотра оказываюсь на территории залов прилета-вылета. Хорошо, я не террорист.

В старом "Внукове" достаточно сидячих мест для ожидания и недорогих кафе. Хуже обстоит дело со стойками регистрации. Их всего несколько, поэтому хвосты очередей загибаются по периметру зала вылета. И так весь день.

"Пазаванить нада?" – женщина цыганской наружности с колодой телефонных карточек вырастает из ниоткуда. Сую московскую МГТСовскую карточку в телефонный аппарат и слышу от той же цыганки: "Тут она тебе не пригодится". Оказывается, во "Внукове" установлены таксофоны только некой загадочной фирмы "Урмет". Днем карточки вроде бы продаются в киосках аэропорта, а вот вечером или ночью альтернативы перекупщикам нет. Интересно, руководство аэропорта в курсе этого безобразия?

"Нет у диды дома"

Так родственники моей бабушки с Украины называли один из самых отдаленных аэропортов Москвы. От Москвы до Домодедовского терминала целых 22 километра. Видно, руководству "Домодедова" надоела слава аэропорта "у черта на рогах", поэтому была принята радикальная мера – с Павелецкого вокзала каждый час сюда отправляется быстрая электричка. Мера хорошая, правда есть несколько принципиальных минусов. Во-первых, быстрый поезд курсирует только до 23 часов, как добираться потом, знает Бог и таксисты. Во-вторых, проезд здесь стоит 75 руб., а это стоимость трех маршруток до почти любого аэропорта (в среднем маршрутки берут 25 рублей). В-третьих, электричка банально опоздала на 10 минут в конечный пункт прибытия. Что это значит для человека, которому надо успеть на самолет, объяснять не надо.

Помимо экспресса до "Домодедова" ездит и обычный зеленый поезд, со всеми остановками и всеми "прелестями" советской электрички. Какую бы электричку вы ни выбрали – быструю или обычную, все равно ехать на Павелецкий вокзал. И пробираться сквозь грязный и кишащий торговцами переход от метро на площади вокзала. С сумками это "удовольствие" просто незабываемо.

Можно выбрать менее людную станцию метро "Домодедовская", откуда стартуют маршрутки и автобусы до искомого аэропорта. Правда, в отличие от Шереметьева, пробки на Варшавке или Каширке не объехать. Водила на вопрос: "А часто тут у вас пробки?", на чисто народном наречии русского языка поведал об их ежедневности.

Аэропорт "Домодедово" был открыт в 1964 году. В 2000 г. состоялось торжественное открытие нового аэровокзального комплекса. Сегодня "Домодедово" – один из лидеров российского рынка грузовых перевозок. Две взлетно-посадочные полосы могут принять одновременно до 75 самолетов. Пропускная способность общего пассажирского терминал рассчитана на 1100 пассажиров международных рейсов и 2100 внутренних в час.

Терминал поражает размахом и количеством стоек регистрации. Их наклепали на десятилетие вперед, так что проблем пройти регистрацию нет, только запутаться можно с непривычки. А неискушенного пассажира "Домодедово" поразит еще и ценами. "Такую громадину отгрохали, а пожрать негде!" – сокрушается посреди зала мужик из какой-то далекой россиянской провинции. Действительно, все хорошее, по мысли домодедовцев, должно быть ну очень дорогим. Если уж забегаловка – то обязательно суши-бар, где чайничек чая стоит 120 рублей. Если захотите позвонить, то телефонная связь, как и во "Внукове", отданная своей компании, встанет вам минимум в те же 120 рублей. С целью эксперимента я позвонил по домодедовской карточке дважды: на федеральный и обычный московские номера. Истратил 75 рублей за 4 минуты звонков.

Трогательную заботу о верующих олицетворяют – внимание! – целая мечеть и часовня для православных. Почему собор не соорудили – непонятно. Да и буддистов с иудеями явно обидели. Деньги владельцам, что ли, девать некуда... лучше бы вместо шика кафешки доступнее сделали.

Летайте в "Шереметьево" маршрутками

"Шереметьево", расположенное в 10 км от Москвы, открыли в 1959 г., а уже через год оттуда начались регулярные рейсы за границу. "Шереметьево-2" построили и запустили специально к московской Олимпиаде 1980 года. Фактически, это два огромных аэропорта, соединенных двумя общими взлетно-посадочными полосами с искусственным покрытием. Каждый год через четыре терминала Шереметьева проходит более 12 млн пассажиров – показатель, который пока никто из конкурентов не перекрыл. Показатель пропускной способности "Шереметьева" также самый высокий среди всех московских аэропортов – 3,5 тыс. человек в час.

В "Шереметьево" можно добраться двумя основными путями: от метро "Речной вокзал" или от метро "Планерная". Выезжая от "Речного вокзала", рискуете оказаться в пробке на въезде-выезде с Ленинградки. Дорога по Ленинградскому шоссе в районе Химок также грозит попаданием в огромные заторы. Похоже, выход найден в маршруте от "Планерной". Мы едем по Химкам и выныриваем на Ленинградку после пробок. "А что, если все шоссе стоит?" – спрашиваю я. "Объедем стопудово, – отвечает водитель, – по Химкам выезжаем уже у Международного шоссе, там, где Ежи" (прямая дорога на аэропорт от памятника противотанковым ежам). Проверял несколько раз – работает, однако. А вот автобусами ехать долго и муторно как раз из-за пробок.

"Шереметьево-2" строилось именно как международный аэропорт, поэтому все остальные вынуждены были догонять. В результате погони за престижем получилось, что к золотой середине ближе всех "Шереметьево": среднестатистический россиянин затратит меньше времени и денег именно здесь.

С регистрацией в "Шереметьеве-2" проблем нет, правда в "Шереметьеве-1" очереди стоят. Мест для ожидания хватает, кафе работают по средним ценам (перекус обойдется в среднем рублей в 60-100), а позвонить – о радость! – можно с обычного московского таксофона. Маршрутки подходят к самому выходу из терминала, не ошибетесь. Только не попадайте в лапы шереметьевских таксистов, цены кусаются больнее некуда.

Здесь тоже идет реконструкция. К концу 2004 г. пропускная способность "Шереметьева-2" должна увеличиться на 30%. В перспективе "Шереметьево" имеет все шансы разрастись в первый в России авиационный транзитный узел – хаб. Будем надеяться, что аэропорт с самым большим пассажиропотоком в Москве не потеряет своих плюсов.

Аэропорт для быков

Официальную информацию о "Быкове" найти довольно трудно, несмотря на то, что он существует с 1933 года. Это самый дальний московский аэропорт, расположенный в 35 км от Москвы, вдали от шоссейных дорог и трасс. В 1975 г. был построен пассажирский терминал, существующий и поныне. "Быково" обладает самой маленькой пропускной способностью – всего-то 350 человек. Плюс – около 100 пассажиров может принять международный терминальчик, пристроенный к аэропорту сравнительно недавно. В утренние и вечерние часы аэропорт принимает по 3-4 рейса, в дневное время и того меньше – 1-2. В аэропорте всего одна взлетно-посадочная полоса. Основным направлением считаются внутрироссийские перевозки. Ежедневно здесь выполняется около 30 регулярных рейсов. За рубеж, в основном, летят чартеры.

Юго-восточное направление от Москвы загружено не по-детски. Доехать до "Быково" на наземном транспорте можно, только на самолет опоздаете. Лучше сразу выбирать электричку с Казанского вокзала до одноименной станции. После часового путешествия на зеленом друге (экспресса здесь нет в помине) вы в "Быкове". На платформе открывается "чудесный" вид на пыльный пристанционный базар и хвосты самолетов на летном поле. Немного путает вечно красный свет светофора перед непонятным переездом около входа в аэропорт.

Облезлое здание терминала настраивает на романтический лад. Внутри есть даже несколько мест для ожидания, пахнет хлоркой. Навсегда покорило табло – три четверти самолетов задерживаются, а на другой стороне табло какая-то невообразимая несуразица из букв и цифр. Если приглядеться, читаются два изречения: "Узбек – ежик" и "Сатурн – чемпион". На фоне табло несколько человек кавказской наружности режутся в карты с милиционером.

Туалет бесплатный, но описывать не берусь, страшно... Поесть негде, позвонить неоткуда, выход из зала ожидания – прямо на поле. Только пригнитесь, а то над выходом растянута колючая проволока. Покосившийся указатель манит в международную часть аэропорта. А там все то же самое. Коров бы здесь перевозить с быками, а не людей.

Выбор читателей