Гимн русской красе

Мощные бабы, томно пьющие чай или степенно судачащие меж собой, стали визитной карточкой Бориса Кустодиева. В его работах нашли свое отражение народные мечты о радостной, изобильной и привольной жизни




Монографическая выставка в наши дни – большая редкость. Считается, что отсутствие сложной и затейливой концепции может изрядно повредить имиджу современного музея. Идея ретроспективной выставки в своей основе, увы, не оригинальна: вся задача куратора сводится к тому, чтобы в нужном порядке, поэтапно, расставить произведения художника.

И все-таки большая выставка настоящего мастера – одно из самых приятных музейных зрелищ, доставляющее истинное наслаждение и душе, и глазу. Кроме того, это замечательная возможность расширить свое представление о его творчестве. Ведь как правило, восклицая "Ах, как я люблю Васнецова! (Шишкина, Серова, Билибина, Репина...)", мы ясно представляем себе пару репродукций из школьного учебника, либо, в лучшем случае, несколько шедевров из ближайшего музея. Между тем только большая ретроспективная выставка, собранная из различных фондов и коллекций, отражает широту и многогранность таланта знаменитого художника.

Выставку произведений Бориса Кустодиева, как и положено, собирали по всей матушке-России. В проекте, посвященном 125-летию со дня рождения этого весьма плодовитого мастера, представлено около 350 избранных произведений из всевозможных музеев, художественных фондов и частных коллекций.

Охватывая все виды и жанры изобразительного искусства, в которых проявил себя художник, экспозиция выставки не только подробно рассказывает о его творчестве, но и преподносит Бориса Кустодиева как основателя целого направления в русском искусстве первой трети XX в., основанного на интерпретации произведений народного творчества.

Народное искусство не случайно было так близко этому мастеру. Уроженец богатого и старинного волжского города, он провел детство среди грубо намалеванных, но веселых и выразительных уличных вывесок, а расписные подносы и глиняные игрушки были для него не занятным образцом примитивного народного творчества, а вполне будничными, утилитарными предметами.

И хотя Кустодиев довольно рано понял, что хорошее образование нужно получать в столице и, покинув волжские дали, отправился учиться в петербургскую Академию художеств, образы русской провинции преследовали его всю оставшуюся жизнь.

В Академии Кустодиеву очень повезло с первым учителем – его наставником стал сам Илья Репин. Репин привлек молодого художника к соавторству в известной картине "Заседание Государственного Совета": Кустодиев написал изрядный кусок этого огромного полотна, создал огромное количество предварительных портретных эскизов.

В это время проявился его талант портретиста. В начале 1900-х он пишет портреты своих друзей и современников, много рисует детей. Критики уверенно прочили ему успешную карьеру. Но неожиданно для всех художник бросает столицу: скитается по Волге, забредает в самые захолустные уголки огромной России. Именно здесь, по его мнению, сохранились еще черты патриархального бытового уклада, здесь заметнее проявляются исконные свойства народного характера, которых ищет мастер. Так рождаются две большие серии картин: "Ярмарки" и "Деревенские праздники", исполненные в 1906-1910 годах. А несколько лет спустя на полотнах Кустодиева появляются его знаменитые купчихи – символ провинциального мира.

Самое удивительное, что первую картину с четырьмя купчихами в уродливых переливающихся платьях художник написал за границей, в Швейцарии. Наверное, сказалась тоска по родине. Впоследствии мощные мясистые бабы, томно пьющие чай или степенно судачащие меж собой, станут визитной карточкой мастера.

В 1916 г. паралич навсегда приковал Кустодиева к инвалидному креслу. Неунывающий художник порой отводил душу, рисуя похабные картинки. В то же время, как ни странно, именно эти тяжелые годы связаны с расцветом его творчества. Будучи неподвижным, Кустодиев создал свои самые знаменитые холсты: "Купчиха за чаем", "Русская Венера", "Ф.И. Шаляпин в незнакомом городе", "Большевик" и ряд значительных портретов; иллюстрировал книги и оформлял спектакли, и даже обратился к новым для себя сферам гравюры и плаката. Кроме станковой живописи, графики и скульптуры художник интересно проявил себя в монументальной живописи, в сфере книжной графики, много работал для театров Москвы и Петербурга.

Кстати, театральные работы художника совершенно не похожи на традиционные эскизы декораций. Вместо набросков интерьеров и рисунков для задника – вполне законченные жанровые картины, в которых живут и действуют персонажи. Потому-то Кустодиев и отдавал предпочтение отечественным классикам, много писавшим о русской провинции. Оформляя пьесы Островского и Замятина, он вновь обращался к своим излюбленным образам балаганно-лубочной Руси.

Однако не стоит заблуждаться, будто подобно великим писателям своего времени Кустодиев стремился воссоздать в своем творчестве истинные картины русской действительности. Наоборот, его полотна совершенно утопичны. "Мои картины я никогда не пишу с натуры, – вспоминал сам художник, – это все плод моего воображения, фантазии. Они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая не существовала". В его работах нашли свое отражение народные мечты о радостной, изобильной и привольной жизни – такой, какой она предстает только в произведениях Бориса Кустодиева и в самых красивых русских сказках.

Выставка Кустодиева в Третьяковской галерее работает до 5 сентября.

Выбор читателей