Батька залечит Белоруссию до полного истощения

В Белоруссии сейчас можно купить колхоз за $8, причем покупателей назначают в принудительном порядке. Руководство страны это нисколько не смущает, оно действует по старому принципу: "Хотите стать донором? Нет? А придется..."




Часто бывает, что изживающие себя системы, стремясь продлить свое существование, выдумывают все новые и новые "лекарства" и доходят в этом до абсурда. Хороший пример такого "самолечения" являет собой режим Лукашенко. В Белоруссии сейчас можно купить колхоз за $8, причем, покупателей назначают в принудительном порядке. А накануне "последнего из последних" срока объединения российской и белорусской валютных систем Минск объявляет конкурс на новый дизайн рубля... белорусского.

Впрочем, за видимостью полного абсурда всегда кроется какая-то политика. Например, что касается конкурса на новое художественное оформление "зайчика", то это, если разобраться, вовсе даже не абсурд, а просто способ ведения диалога с Россией по интеграционной проблематике. Взбудораживается общественность, создается впечатление полного отказа от идеи единой валюты – и остается только подождать и посмотреть, что еще уступит Москва. Может, все-таки согласится оставить в Минске печатный станок? Хотя бы небольшой такой, для личных нужд Александра Григорьевича...

Таков излюбленный и проверенный способ белорусского президента выстраивать отношения с внешними партнерами – чтобы они вдруг оказывались должны ему что-то. Иногда это называют "шантаж". Россию Лукашенко шантажирует Европой, Европу – Россией. Но не только. Например, в 2002 г. Лукашенко утверждал, что Европа приползет на коленях к нему в Минск, прося защиты от орд мигрантов с востока. Европа, правда, почему-то так и не приползла и к тому же крепко обиделась на белорусского стратега (его тогда даже не пустили на расширенный саммит НАТО в Прагу). Теперь Александр Григорьевич избрал другой метод: он намеревается "слупить" с той же Европы денег под тем же самым соусом защиты от нелегальной миграции. "Белоруссия – не благотворительная организация", чтобы охранять ЕС от иммигрантов, утверждает он. Надо, дескать, скинуться в пользу "защитника". Это уже больше похоже на рэкет.

Вообще, Белоруссия пугает Европу своей "совковостью" в худшем смысле этого слова. "В Беларуси цветут лучшие образцы коммунизма", – пишет польская "Gazeta Wyborcza". Там возрождается советская система идеологической работы и советская государственная идеология. На фабриках и в учебных учреждениях снова появились политруки. Ученые, в большинстве своем бывшие теоретики марксизма-ленинизма, на призыв президента пишут один за другим учебники "идеологии белорусского государства", полные ссылок на классиков диалектического материализма. И школьники, и чиновники в обязательном порядке должны посещать занятия по этому предмету. Сам Лукашенко ежедневно занимается идеологической работой на белорусском телевидении. Более того, "политруки" направляют деятельность бизнесменов в "нужное русло" (например, в сельское хозяйство), борются за "усиление общественной дисциплины", а также отслеживают контакты белорусских учебных учреждений с западными партнерами. В общем, все, как в старые добрые времена. "Нет предела акробатике коммунизма", – сказал как-то Александр Солженицын.

Нынешняя идея с колхозами – из той же оперы. Сейчас в Белоруссии около 1400 убыточных колхозов (2/3 от общего количества). Так вот, им решили подыскать новых собственников – частные компании, чтобы теперь у них, а не у государства болела голова о том, как поднимать сельское хозяйство страны, пришедшее в упадок. Колхозы, у которых долги превышают стоимость основных фондов, будут продаваться за одну "базовую величину" (белорусский аналог нашего МРОТ, составляющий в пересчете около $8). Конечно, о продаже земли, на которой работает колхоз, речи не идет: она в Белоруссии не продается. Зато новые изменения в Земельный кодекс регламентируют порядок переуступки права долгосрочной аренды сельхозугодий. А это уже кое-что.

Однако инвестор не торопится покупать колхозы. Во-первых, потому что ему придется расплачиваться по долгам убыточных хозяйств. Конечно, в рассрочку (до 2009 г.), но придется. Обещают налоговые льготы, но только тем, кто будет покупать сельхозтехнику аж на 150 тыс. евро в год. И кроме того, колхозные земли не разрешают перепрофилировать. В общем, "частным фирмам эти колхозы вешают, как гири на шею", – утверждает депутат Национального собрания Беларуси, в прошлом руководитель компании, Сергей Скребец. А белорусский экономист Михаил Залесский обращает внимание и на моральный аспект этой затеи: власти готовы передать частному бизнесу имущество, скот и... колхозников, как некогда продавали крепостных.

Но руководство Белоруссии все эти доводы нисколько не смущают, оно намерено действовать по старому принципу: "Хотите стать донором? Нет? А придется...". Новые собственники должны появиться у колхозов уже в этом квартале. Так, согласно совместному решению минских горисполкома и облисполкома, конкретно названные столичные коммерческие предприятия "определили для себя 69 убыточных хозяйств Минской области, в которые будут вкладывать инвестиции". И все равно "сознательных" инвесторов наскребли пока только на треть убыточных колхозов столичной области.

Но ведь надо же помогать всему сельскому хозяйству! Так вот, колхозам, которые еще не обанкротились окончательно, отныне будут помогать банки, уполномоченные обслуживать государственные программы. Правительство "попросило" их выдать предприятиям агропромышленного комплекса льготные кредиты. Причем, как разъяснил банкирам сам Лукашенко, "суть нового подхода в том, что предприятия, банки не просто оказывают материальную помощь, а берут на баланс отстающие совхозы и колхозы, назначают там руководителей, принимают участие в управлении и тем самым добиваются эффективного ведения хозяйства". Значит, и банки прикрепят к земле. И попробуй, откажись! "Наши банки кредитуют экономику, в которой 44% убыточных предприятий, – говорит бывший председатель Национального банка Белоруссии профессор Станислав Богданкевич. – Поэтому в реальности банки находятся в очень тяжелой ситуации. Опасаюсь, что некоторые из них сегодня не в лучшем положении, чем колхозы".

Весь этот театр абсурда может, конечно, кого-то позабавить, у кого-то вызвать чувство справедливого негодования. Вот только у местных жителей он вызывает тоску. Мало кто сомневается, что "батька" изобретет какой-нибудь способ, чтобы остаться у власти на очередной срок. А значит, абсурд будет продолжаться. Тем временем жизнь в Белоруссии в последние годы стала делом нелегким. И далеко не дешевым. Как, скажем, платить за квартиру $50, если ваша официальная зарплата составляет менее $30?.. Газ и бензин стоят почти как в Европе... Большинство предприятий если не остановились, то работают "на склад"... Хлеб везут из Смоленщины – там он дешевле... Вся надежда – на огород да на сезонные заработки в России. Кстати, местные эксперты отмечают, что никогда в истории Белоруссии такое количество населения не занималось земледелием – в деревнях и на дачах горожане копаются на своих крохотных наделах. Однако же подсчитано, что достаточно каждому дачнику посадить по сотке картофеля, чтобы в стране был собран миллион тонн этого излюбленного белорусского лакомства. Таким образом, даже натуральное хозяйство оказывается намного эффективнее крупнотоварного колхозного производства.

Выбор читателей