Россия – родина блокба$теров

ММКФ, который наконец-то перестал страдать комплексом неполноценности, закончился на мажорной ноте. В России снова снимают хорошее кино и, кажется, научились организовывать фестивали




Вчера завершил свою работу XXVI Московский международный кинофестиваль. Гости и участники в последний раз прогулялись по синей ковровой дорожке, посмотрели официальный фильм церемонии закрытия "Ночной дозор" режиссера Тимура Бекмамбетова (подробнее о нем – в ближайшее время, пока же скажу одно: Россия – родина блокба$теров), ну и, естественно, выслушали решение жюри, распределившее призы фестиваля.

Безусловным триумфатором ХХVI ММКФ стал фильм "Свои". Дмитрию Месхиеву пришлось трижды подниматься за статуэтками Святого Георгия. Картина получила главный приз – "За лучший фильм", Месхиев стал лучшим режиссером, а исполнитель одной из главных ролей Богдан Ступка был назван лучшим исполнителем мужской роли. Жюри российской кинокритики и Федерация киноклубов также отдали свои призы фильму Месхиева. Специальный приз жюри получила эстонская картина "Бунт свиней". Приза "За лучшую женскую роль" удостоена аргентинская актриса Хина Зорилья, за главную роль в фильме "Разговоры с мамой". Приз Международной ассоциации кинокритики (ФИПРЕССИ) достался режиссеру Марине Разбежкиной за ее картину "Время жатвы". Приз зрительских симпатий вручили Владимиру Машкову, за "Папу". А в конкурсе дебютантов "Перспективы" победил японский фильм "Отель "Венера" режиссера Хидеты Такахаты

Таковы итоги, наступает время комментариев.

Как бы то ни было, но кинофестиваль – это, прежде всего, конкурс. Соревнование, в котором есть победители и... остальные. Неоднократно уже говорилось, что в постсоветское время Московскому международному с конкурсом традиционно не везло. Престиж фестиваля был утерян, восстанавливается он с немалым трудом, поэтому де-факто все последние годы основной интерес и у профессионалов, и у обычных зрителей вызывали исключительно фильмы внеконкурсных программ, в которых показывают, в том числе, участников и победителей других, более престижных киносмотров. Собственный же конкурс вроде как почти "для галочки". Надо признать, что организаторов эта ситуация не устраивает и они пытаются ее менять. В этом году на ММКФ конкурсов было целых два – основной и "Перспективы". В регламенте "Перспективы" заявлен как конкурс дебютантов – на него отобраны только первые или вторые картины режиссеров. Есть, правда, одно "но" – в основном конкурсе также встречаются дебютанты. Например, обладатели Спецприза жюри эстонские режиссеры Рене Рейнумяги и Яак Кильми или обладательница приза ФИПРЕССИ Марина Разбежкина, для которой "Время жатвы" стала первой игровой картиной. Таким образом, "Перспективы" выглядят конкурсом второсортным, что совсем не правильно.

В основном конкурсе этого года как никогда много отечественных картин: "Свои", "Время жатвы", "Папа" и совместная азербайджано-российская "Национальная бомба". А среди победителей своих (в прямом и переносном смыслах) вообще абсолютное большинство. С одной стороны, это означает, что российский кинематограф действительно возрождается, а с другой – что в конкурсе ММКФ по-прежнему небогато с шедеврами. И то и другое верно. Хотя попадаются неплохие (и даже хорошие) картины, общий уровень конкурсных фильмов все еще довольно средний. Это факт. При этом "Свои" получил все свои (извините уж за корявость фразы) награды вполне заслуженно. Это был лучший фильм фестиваля, и не потому, что он был лучшим из худших, а потому, что он объективно очень хорош. Ни к одной из наград, доставшихся ленте Месхиева, у меня лично вопросов нет. Лучший фильм, лучший режиссер и лучшая мужская роль Богдана Ступки. Точно так же я солидарен с жюри в отношении приза "За лучшую женскую роль". Восьмидесятидвухлетняя Хина Зорилья, сыгравшая бесконечно мудрую, обаятельную и немного ребячливую старушку из "Разговоров с мамой", награду безусловно заслужила. Да и фильм хороший, светлый очень. Некоторые несознательные граждане, правда, заикались о том, что этот приз можно бы отдать Шэрон Стоун, сыгравшей жену шпиона в "Иной лояльности", но жюри именами не запугаешь, они сами имена.

Кстати, об именах. Председателем жюри в этом году был заслуженный человек Алан Паркер, что, конечно, прибавляет веса его решениям. А вот в конкурсе именитых не было. И это даже хорошо. ММКФ в последние годы настолько страдал комплексом неполноценности, что, заполучив в конкурс свежее творение какого-нибудь пожилого мэтра, награждал его, практически не глядя. По факту. Чтоб не обиделся. К счастью, на этот раз обошлось.

Теперь о том, с чем я не согласен. Не согласен я со Спецпризом жюри. Абсолютно не могу понять, за что награждать эстонский "Бунт свиней". Разве что за молодость. Нельзя сказать, что это плохое кино, нет, как раз неплохое – динамичное, нескучное... но и все. По большому счету, если еще учитывать фразу про "кинематограф будущего" и "ошибки искупаемые дарованием", которую сказал, вручая приз, Армен Медведев, "Бунту свиней" дали приз как лучшему дебютанту – но в таком случае зачем был нужен конкурс "Перспективы"? Единственное, что примеряет с выбором жюри, это минутная клоунада, которую устроили на вручении два эстонских симпатяги.

Еще хотелось бы сказать пару слов по поводу обладателя премии ФИПРЕССИ фильма "Время жатвы". Как рассказывает сама Марина Разбежкина, денег ей было выделено на короткометражку. Получился полнометражный фильм. Признаю великолепную изобретательность режиссера в игре со смыслами, символами, метафорами и аллегориями, выстроенность кадра, актерскую игру и прочее, прочее, прочее... все это действительно так, без тени иронии говорю. Но, тем не менее, у меня создалось ощущение, что денег было выделено правильно. По смысловой, сюжетной насыщенности этот фильм должен был остаться короткометражным. Ничего бы не потерял, только выиграл. Правда в этом случае проката и призов на "больших" фестивалях, он бы, конечно, не дождался.

Итак, фестиваль закончился. На мой взгляд, закончился на мажорной ноте. В России снова снимают хорошее кино и, кажется, научились организовывать фестивали.

Выбор читателей