Китай возьмет Россию на буксир

Китай активно присоединяется к региональным экономическим блокам, чем сильно раздражает Вашингтон и Токио. Усердие китайцев приносит плоды: еще немного – и Поднебесная кое в чем догонит и перегонит Америку




В мировой экономике сегодня уживаются две противоположные тенденции: глобализация и, с другой стороны, регионализация рынков. В самом деле, в разных концах света наблюдается укрепление региональных экономических блоков, таких как Евросоюз, Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) или Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР). Россия, кстати, тоже пытается создать нечто подобное на пространстве СНГ (ЕврАзЭС, ЕЭП). На самом деле указанные тенденции скорее накладываются, чем конкурируют друг с другом: региональная интеграция означает не столько ограждение "своего" пространства, сколько разрушение внутренних перегородок еще более быстрыми темпами, чем это обусловливается глобальными процессами. Весьма интересен в данном отношении Азиатско-Тихоокеанский регион вообще и регион Юго-Восточной Азии в частности.

В документах Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЕС), в которую входит и Россия, зафиксирована идея создания в рамках этого объединения зоны свободной торговли (ЗСТ) к 2020 году. Во всеохватную реализацию такой идеи верится с трудом, а вот "по частям" – вполне. Во всяком случае, тот же срок, определенный для ЗСТ в формате "10+3" (10 членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) плюс Китай, Япония и Южная Корея), более чем реален. Однако еще раньше должна появиться ЗСТ в формате "10+1": юго-восточная десятка плюс КНР.

Между самими странами АСЕАН (Индонезия, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Бруней, Мьянма, Вьетнам, Лаос, Камбоджа) режим свободной торговли в настоящее время действует в довольно усеченном виде, и процесс либерализации их торгово-экономических взаимоотношений будет идти фактически параллельно с либерализацией связей с Поднебесной. К 2010 г. предполагается перейти к беспошлинной торговле внутри первоначальной шестерки членов АСЕАН (без стран Индокитая и Мьянмы), к 2015-му – между всеми государствами Ассоциации. Аналогично этому, подписанное два года назад в Пномпене Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве АСЕАН-КНР предусматривает создание ЗСТ к 2010 г. сперва между Китаем и шестеркой, а через 5 лет – со всеми членами АСЕАН. В текущем году стороны приступили к реализации программы под лирическим названием "Ранний урожай" – первого этапа на пути к полному устранению взаимных экономических барьеров.

Пекин прилагает недюжинные усилия для ускоренной интеграции с южными соседями, ведь регион ЮВА, где проживает 550 млн человек, это обширный рынок, а также источник сырьевых ресурсов. С другой стороны, китайский рынок привлекает не только членов АСЕАН с сырьевой ориентацией экспорта, но и "тигров" (Таиланд, Сингапур, Малайзия), заинтересованных в расширении сбыта своей высокотехнологичной продукции. Правовая база интеграции включает не одно лишь упомянутое Рамочное соглашение. В октябре прошлого года в ходе саммита АСЕАН на индонезийском острове Бали было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве АСЕАН-КНР; кроме того, Китай присоединился к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (один из основополагающих документов АСЕАН, с 1987 г. открытый для подписания странами, не входящими в Ассоциацию). Усердие китайцев уже приносит плоды – их товарооборот с государствами ЮВА растет ошеломляющими темпами: в прошлом году он подскочил на 43% и достиг $78 млрд; в нынешнем, как ожидается, приблизится к $100 миллиардам. Еще немного – и Китай догонит и перегонит Америку, которая торгует со странами АСЕАН на $120 млрд в год.

Растет не только торговля, но и взаимные инвестиции. За последние 12 лет их накопленный объем увеличился в 90-100 (!) раз и превысил $30 млрд (точных цифр нет, поскольку значительная часть капиталовложений проходит через офшоры, меняя национальную окраску). Расширению экономических связей Китая с АСЕАН способствует наличие в регионе многочисленной китайской диаспоры, через которую, собственно говоря, эти связи преимущественно и осуществляются. Так, инвестиции стран АСЕАН в китайскую экономику – это почти на 100% инвестиции проживающих в этих странах китайцев.

Вместе с тем, "чрезмерное" влияние китайской диаспоры, контролирующей в ряде государств ЮВА целые отрасли экономики и выступающей проводником интересов Пекина, – одна из проблем, волнующих асеановских лидеров. Есть и другие "острые углы". Так, менее развитые страны АСЕАН озабочены тем, что экспансия на их рынок дешевых китайских товаров может подкосить национальную промышленность, например, текстильную. Более экономически продвинутые члены Ассоциации встревожены тенденцией переноса иностранными инвесторами высокотехнологичных производств с их территории в Поднебесную. И все же отмеченные проблемы едва ли смогут серьезно затормозить набравшую темп интеграцию экономик АСЕАН и Китая, особенно учитывая, что это позволит странам ЮВА ослабить свою зависимость от экспорта в США, Японию и ЕС.

В Вашингтоне и Токио за китайскими успехами на ниве региональной интеграции следят с плохо скрываемым раздражением. Кстати, японцы и в контактах с АСЕАН, и в рамках АТЕС выдвигали немало интеграционных инициатив, причем дельных. Однако эти инициативы, формально одобренные, большей частью оставались на бумаге – точь-в-точь как интеграционные начинания в СНГ. Китайской энергии, что ли, не хватало?

Межу тем китайцы выдвинули еще один проект, затрагивающий уже СНГ. На прошедшем в сентябре прошлого года в Пекине заседании Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предложил создать к 2020 г. зону свободной торговли в рамках ШОС, то есть между Китаем, Россией и среднеазиатскими республиками (за вычетом Туркмении). Это предложение было принято и нашло отражение в итоговых документах встречи, среди которых – долгосрочная Программа торгово-экономического сотрудничества, рассчитанная как раз до 2020 года.

К тому времени Китай успеет сделать то, что никак не удается России – прирастить к себе "южное подбрюшье". Китайские товарищи слов на ветер не бросают, и российское "южное подбрюшье" вкупе с самой Россией могут запросто стать китайским "северным надголовьем". Так или иначе, но проект ЗСТ в рамках ШОС, если он будет реализовываться, должен, очевидно, как-то коррелировать с проектом ЗСТ в Восточной и Юго-Восточной Азии в формате "10+3". Вырисовывается грандиозная перспектива экономической интеграции на пространстве от Балтийского моря до Японского на востоке и Тиморского на юге. Что ж, Москве будет чем ответить Брюсселю, если Европа продолжит выстраивать баррикады на наших западных рубежах.

Выбор читателей