Пилоты идут в гору. Хрюн и Степан машут платочками

Студия "Пилот", возглавляемая Александром Татарским, взялась за масштабный проект – экранизацию более полусотни сказок народов России. Жаль только, Хрюн и Степан эти мультфильмы уже не увидят




Увольнение с НТВ лучших виртуальных ведущих на отечественном ТВ Хрюна Моржова и Степана Капусты с формулировкой "за плоскость и беззубость юмора" стало настоящей пощечиной не только телезрителям, но и создателям программы "Тушите свет!", вновь номинированным на премию "ТЭФИ" аж по трем категориям. Не говоря о том, что в копилке студии "Пилот-ТВ" уже хранятся две статуэтки.

Но сегодня речь не об этом. Создателю и руководителю студий "Пилот" и "Пилот-ТВ" Александру Татарскому пока некогда комментировать действия чиновников и оплакивать судьбу популярных тележивотных. Знаменитый режиссер трудится над осуществлением своего, пожалуй, самого амбициозного на сегодняшний день проекта – экранизации более полусотни сказок народов России. 52 истории, 52 фильма, 52 маленьких шедевра. Во всяком случае, так задумано, а что получится – пока неизвестно.

Сам же мастер не сомневается – получится хорошо. Пока у "Пилота" не было ни одного ощутимого провала. "Есть фильмы лучше, хуже, но ни в один фильм нельзя ткнуть пальцем и сказать: "Ребята, стыдно, что там стоит наш логотип", – подчеркивает Александр Михайлович. Конечно, сам он не будет снимать все 52 картины, хотя обязательно выступит в роли "играющего тренера". К своему проекту Татарский привлек лучшие силы отечественной мультипликации, задействовал друзей и коллег из ближнего зарубежья. Сотни художников – вновь при деле, и это важно, в первую очередь, для жанра анимации, который переживает не самые благоприятные времена.

Проект имеет название – "Гора самоцветов". В интервью корреспонденту "Yтра" Александр Татарский уточнил: "Это название книжки моего детства, которую мне читала мама. С малых лет я понял, что в СССР живет очень много разных народов, что это большая страна, больше, чем мне кажется из окон моего дома. Оказывается, ее населяют чукчи, татары, эвенки, киргизы – люди с разными языками, именами, обычаями! Это очень важно для восприятия ребенка, живущего в многонациональной стране".

Конечно, охватить сказки абсолютно всех народностей России невозможно, но "пройтись" по основным языкам и культурам для подобного проекта вполне достаточно. (Фильмов может быть и 252, дали бы деньги!)

"Перед нами стоит задача не только творческая, но и политическая! – продолжает Татарский. – Я считаю, что речь идет о безопасности государства и его будущем. Я никогда не был замечен в "ура-патриотизме" и ни в какие партии не вступал. Но меня как гражданина коробило, когда американец утром у себя на фазенде поднимал американский флаг, а наши над ним смеялись – "чокнутый"! Я же почувствовал, что завидую ему. Он не чокнутый. Он ощущает себя гражданином Америки, он этим гордится и чувствует себя уверенно, потому что за ним стоит огромная могущественная страна, и он – винтик в ней. И этот подъем флага – эмоциональная разрядка. А у нас нет ощущения целостности того, где мы живем".

Что это? Подобные тревожные слова непривычно слышать от человека, всю жизнь посвятившего эксцентрике и злой сатире. Со стороны может показаться, что художник решил-таки приспособиться к действительности и сыграть на патриотических струнах Комитета по кинематографии. С одной стороны-де Хрюн Моржов, а с другой – уже Кремль пластилиновый построен, с него будет начинаться весь проект. Но надо знать Татарского! Он не так прост и вовсе не предсказуем, а с годами стал еще жестче и мудрее, чем во времена "Пластилиновой вороны" и антисоветских "Лифтов". Он очень остро чувствует время, живет сегодняшними страстями и не собирается подлизываться к власти.

"Оглянитесь вокруг, посмотрите на скинхедов – пятнадцатилетнему бритоголовому поздно объяснять, что не надо убивать девочку-таджичку только потому, что она ходит в цветастой юбке и заплетает много косичек! – горячо восклицает художник. – Ну, не убьет он ее в следующий раз, но ломом огреет обязательно. А погромы на рынках! А убитые студенты-негры! Таких примеров по стране сотни, если не тысячи. Понятие о многонациональном мире должно закладываться с того момента, как только дети соприкасаются с искусством. Мультфильмы начинают смотреть раньше, чем политические новости. Они не заменяют воспитание в семье, но становятся важным элементом в столь юном возрасте".

Татарский пошел дальше. Всех режиссеров, привлеченных к проекту, он предупредил о наличии на "Пилоте" худсовета – органа, многими давно забытого. Это – уже для творческой стороны дела. Некоторые испугались и даже взбунтовались, а кто-то вообще побоялся ввязываться в проект. Но страсти улеглись, и теперь, по-моему, никто из молодых художников не комплексует по этому поводу, потому что худсовет – уникальная возможность пообщаться с великими мэтрами профессии и чему-то научиться. Создатель легендарных фильмов "Жил-был пес" и "Путешествие муравья" Эдуард Назаров может часами сидеть с юной леди и с помощью карандаша объяснять ей элементарные вещи. Учитывая то, что премудростям анимации сейчас почти нигде не учат (разве что во ВГИКе из студентов сразу делают режиссеров, минуя все студийно-цеховые нюансы), любое общение с классиками прямо в процессе съемок становится бесценным. И Татарский дождался-таки того, что теперь на суд своих коллег черновые материалы выносят даже те, кто увенчан профессиональными призами и наградами.

"Это не означает, что мы насилуем молодых и делаем за них кино, но их все время надо поддерживать. Хочешь – поверь на слово, а хочешь – помучайся ночку, потом сам поймешь. Мы уберегаем их от принципиальных, глобальных ошибок. И это дает гарантию, что кино получится, – уверен руководитель проекта. – Я в свое время тоже показывал коллегам снятый материал, хотя уже являлся руководителем студии. И ничего страшного в этом не находил. Можете мне не верить, но абсолютно все фильмы "Пилота" имеют награды. Нужны еще доказательства?"

Сказки для проекта отбирали небольшие, "камерные", с незамысловатым сюжетом, чтобы любой карапуз мог пересказать его бабушке. Каждый фильм – по тринадцать с половиной минут. Сам Александр Татарский взялся, как и следовало ожидать, за татарскую сказку. Работает он в паре с Валентином Телегиным. Над "Горой самоцветов" трудятся в Петербурге, Екатеринбурге, в Белоруссии, на Украине. Привлечены и наши соотечественники, живущие в Венгрии, США...

На сегодняшний день проект финансирует только Госкино. Но в "Пилоте" надеются, что станет легче, когда будет сдан первый пакет фильмов. Для начала их выпустят на видео, а затем, вероятно, подключится и телевидение.

Жаль только, Хрюн и Степан эти фильмы уже не увидят...

Выбор читателей