Тихие, но обжигающие страсти

Не нужны заговоры и убийства там, где убивает дурная молва; не нужны постельные сцены там, где все становится ясно при одном взгляде на оконченный портрет. Девушки с жемчужной сережкой

Девушка с жемчужной сережкой (Girl with a Pearl Earring)
Великобритания – Люксембург, 2003
Режиссер: Питер Уэббер
В ролях: Колин Фирт, Скарлетт Йоханссон





"Девушка с жемчужной сережкой" выставлена для всеобщего обозрения в Гаагском музее Маурицхейс. Небольшое полотно кисти голландского мастера Яна Вермеера. Датируется 1665-1666 годами. Женский портрет в три четверти. Юное, почти детское лицо. Волосы упрятаны под затейливо повязанный плат. На шее, там, где проходит граница света и тени, горит белым огнем жемчужная капля. За девушкой же – тьма. Тьма скрывает тайны.

Когда-то эту девушку звали Грит (Скарлетт Йоханссон), и она работала служанкой в доме Яна Вермеера (Колин Фирт). В доме, полном разновозрастных детей, беспрерывно рожаемых круглолицей женой художника. В доме, управляемом похожей на сушеную селедку тещей Вермеера. В доме, где была его мастерская – комната, порог которой не решались переступать ни жена, ни теща. Так случилось, что живописцу захотелось написать портрет своей служанки. Так случилось, что она стала значить для него чуть больше, чем просто прислуга. Так случилась эта простая история: художнику была нужна муза, жене – муж, а теще – семейное благополучие. В большом и шумном доме закипели тихие, но обжигающие страсти.

Прелесть этого фильма – в его негромкости. В скупости жестов и слов. В важности слов и жестов. В значительности молчания. В осознании того факта, что рассыпавшиеся из-под целомудренного чепца волосы могут впечатлить сильнее, чем иной стриптиз. В фильме не много событий – бытовые драмы часто протекают без бурных проявлений, особенно в обществе, где бурные проявления не приняты; но оттого бытовые драмы становятся лишь гибельней. Не нужны заговоры и убийства там, где убивает дурная молва, не нужны постельные сцены там, где все становится ясно при одном взгляде на оконченный портрет.

Питеру Уибберу удалось снять захватывающее кино, оставшись в рамках картины голландского живописца. Всю эту историю писательница Трэйси Шевалье, по роману которой снят фильм, увидела в глазах девушки, жившей три с половиной столетия назад. В этих глазах и впрямь можно разглядеть многое – Вермеер не зря считается великим мастером. Но Уиббер не просто рассказал историю – он, вместе со своей группой, сумел создать визуальный ряд, созвучный живописному оригиналу, созвучный всей голландской живописной школе XVII века: неяркий, неброский, но удивительно плотный, вещественный. Многие кадры фильма – почти точные живописные цитаты из картин старых художников. Здесь и прозрачные пейзажи, и сочные, невыразимо плотские натюрморты, и утопающие в плотных тенях жанровые сценки. При этом фильм продолжает оставаться стилистически цельным, не превращаясь в клиповую нарезку красивых кадров.

Кроме заслуг режиссера, оператора и художников, нельзя не отметить и великолепные актерские работы. Прежде всего – Скарлетт Йоханссон, известной нашему зрителю по роли в "Трудностях перевода", за которую она получила приз на Венецианском фестивале. Йоханссон сейчас считается одной из наиболее перспективных восходящих звезд Голливуда, и, надо сказать, считается по праву. Исполнитель роли Яна Вермеера Колин Ферт тоже знаком российской аудитории, в основном женской ее части, как честный, хоть и непрезентабельный соперник Хью Гранта в "Дневнике Бриджит Джонс".

Премьера 29 июля в кинотеатре "35 мм".

Выбор читателей