Столица Техаса только с виду скучная

Четыре выставки FotoFest, представленные в Музее современного искусства, – настоящая отдушина для столичного зрителя, утомленного массированной атакой немецкой фотографии


Фото: georgekrause.com



Кто бы мог подумать, что культурная жизнь Москвы может быть тесно связана с судьбой... американского президента. Судите сами, что мы знали о штате Техас лет пять назад? Ну, прерии, ковбои, вестерны – а дальше? Стоило же господину Бушу-младшему попасть в Белый дом, как выяснилось, что техасская столица Хьюстон, даром что с виду скучный и пыльный городишко, буквально напичкана роскошными музеями и кишит всевозможными фестивалями. И вот уже в ГМИИ им. Пушкина регулярно показывают живописные шедевры "оттуда", а министерство культуры с явным удовольствием сотрудничает с хьюстонским Международным фестивалем фотографии FotoFest.

Четыре выставки фотофеста, представленные в Музее современного искусства, – настоящая отдушина для столичного зрителя, утомленного массированной атакой немецкой фотографии. Опять же, интересно сравнить: как это делают у них и у нас? Можем ли мы, наконец, догнать и перегнать Америку?

В принципе, не можем. Прежде всего, здорово отстаем по количеству. В США всевозможных фотофестивалей – как собак нерезаных. И размах у них побольше, да и капиталовложения, сами понимаете... Но главное, конечно, это идея! Почему одни мероприятия собирают звезд всего мира, а на другие с трудом удается заманить какую-нибудь "среднюю величину"? Почему именно хьюстонский FotoFest считается одним из самых престижных фестивалей?

Прежде всего, он известен своей социальной направленностью: всевозможные экологические, политические и этнокультурные проблемы здесь всячески приветствуются и поощряются. Как любит говорить один из основателей фестиваля, Фредерик Болдвин: "FotoFest отличается от других фестивалей именно в силу его активного обращения к обществу".

Кроме того, помимо самых авторитетных и раскрученных специалистов мировой фотографии сюда приезжают набраться ума-разума и начинающие фотографы. Получить в аренду кусочек пространства на специальной "площадке молодняка" (которая так и называется – Meeting Place) относительно несложно. Взамен молодое дарование получает уникальный шанс показать свои работы не только публике, но и галерейщикам, издателям и прочим коммерческим шишкам. "Когда мы начинали, уже существовали контакты между фотографами со всего мира и американскими фотографами и зрителями, но круг тех, кто был вовлечен в этот процесс, был очень ограничен. И мы начали создавать первое по-настоящему международное фотографическое событие в США. Мы стали работать с людьми по всему свету, стали изучать, путешествовать, собирать материал и, в разъездах мы почувствовали, как трудно молодому фотографу передвигаться по всему свету, чтобы показывать свои работы и учиться. И мы с удвоенной энергией стали создавать место, куда молодой автор может приехать, чтобы получить и максимум информации, и представить себя", – вспоминают кураторы фестиваля.

А еще, как всякое продвинутое американское мероприятие, FotoFest славится всевозможными сопутствующими стипендиями и образовательными программами, которые рассчитаны не только на любознательных дебютантов, но и на нераскрученных мастеров из глубинки. В последнюю категорию, разумеется, попадает и Россия. Два года назад в рамках фотофеста была показана замечательная выставка "Русский пикториализм". А летом 2003 г. в Самарском художественном музее были представлены два сборных проекта ("Избранное. FotoFest 1990-2002" и "Новые имена фотографии. 1996-2002"), посвященных деятельности фестиваля, и две персональные выставки: американского классика черно-белой фотографии Джорджа Краузе и группы "Мануал".

Под именем "Мануал" выступает супружеская пара – Эд Хилл и Сюзан Блум. Художники по образованию, они начали работать с камерой в 1974 году. В середине 1980-х, одними из первых, прогрессивные супруги начали использовать в своей работе компьютерные технологии, но, в отличие от своих многочисленных последователей, сумели сохранить свежесть художественного видения и интерес к творческим экспериментам. В экспозицию, посвященную 30-летию "Мануала", вошли мультимедийные интерактивные проекты и произведения цифровой фотографии Эдда Хилла и Сьюзен Блум.

Год спустя та же самая экспозиция, наконец, дотащилась до Москвы.

Выбор читателей