Тело остается. Всегда

Дитер Блюм, работая с "обнаженкой", отказался от заманчивых форм поп-звезд и агрессивных эротических композиций. Особый способ выражения он нашел в фотографиях парящих в танце тел




Все-таки устаивать у себя в стране год культуры другого государства – дело опасное, чреватое всякими неожиданностями. Это все равно что порядочной девушке пригласить к себе в гости малознакомого мужчину – кто знает, что у него на уме? Зовешь его, к примеру, на чашку чаю, а он приходит с зубной щеткой, старыми тапочками и твердым намерением перезимовать в твоей квартире. То же самое и с культурным обменом. Не знаю, насытились ли наши немецкие товарищи заезжим русским искусством, но все московские выставочные залы и галереи с завидным упорством предлагают нам ознакомиться с работами исключительно немецких мастеров. И в первую очередь фотографов. Они, галереи, разумеется, не виноваты. Немецкое фотоискусство XX века действительно весьма многообразно и привлекательно. Достаточно вспомнить самых известных его представителей: Лени Рифеншталь, Хельмут Ньютон, а теперь и Юрген Теллер... быть фотографом в Германии нынче не просто почетно, но и модно. Даже сам великий Карл Лагерфельд находит время побаловаться с камерой. И вот теперь работы немецких фотографов наводнили Москву.

Одна беда – при всем стилистическом разнообразии, они остаются представителями одной и той же культуры. Культуры, помешанной на эстетике человеческого тела, благоговеющей перед физической красотой в любых, пусть даже весьма неприглядных физиологических проявлениях. Найти свою культурную нишу, оставаясь в тоже время "в материале", не так-то просто. Дитер Блюм – одно из счастливых исключений. Продолжая работать "как все" с "обнаженкой", он отказался от заманчивых форм поп-звезд и агрессивных эротических композиций в стиле 1930-х. Свой собственный, особый способ выражения Блюм нашел в фотографиях парящих балерин и танцовщиков "невесомого" балета.

Впрочем, охарактеризовать этого мастера не так-то просто. "Есть мнение, что Блюм не фотохудожник – но у него есть работы, обладающие неоспоримым художественным качеством, не фоторепортер – но является автором циклов, с ярким драматизмом повествующих о реальных событиях, не рекламный фотограф – но обладает даром создавать удачные постановочные фотографии". И это притом, что Дитер Блюм – почти что самоучка, дебютировавший со снимками автомобилей. Свою карьеру он начал как репортер, падкий на экзотику: в 1970-е работал в непрестижной Африке, а десятилетие спустя храбро отправился в великий и ужасный Советский Союз.

А потом Блюма потянуло на искусство. Вероятно, он решил, что представители культурных профессий гораздо приятнее диких африканцев и безбашенных русских. Хотя ему довелось поработать и с Майей Плисецкой, и с Александром Годуновым. Потому что из всех искусств наиважнейшим для Дитера Блюма является, безусловно, балет.

Но, что самое интересное, фотографа интересует вовсе не танец, а его непосредственный исполнитель. Тот самый, который способен нечеловеческим образом изгибаться и принимать невообразимо грациозные и изящные позы, изображая очередное затейливое па. Прыжки и полеты, снятые Дитером Блюмом, восхищают и завораживают, заставляя поверить в способность преодоления законов гравитации, в безграничные возможности человеческого тела.

Согласно легенде, мастер впервые сфотографировал танец во время обряда инициации африканских девочек. "Постепенно, в течение многочасового ритмического кружения дети входили в экстаз, удалялись в область бессознательного, недоступную в иное время". Не исключено, что с тех самых пор мысли о древних экстатических танцах не давали Блюму покоя. Как известно, подобными плясками неизменно кончались древнеримские вакханалии.

Именно они, античные женщины, а вовсе не угловатые африканские подростки, пустили глубокие корни в сознании фотографа. В съемке парящего тела Дитер Блюм пытается восстановить классические каноны красоты и гармонии, используя современный пластический язык фотографии для возрождения великих мифов античности.

Конечно, продвинутые поклонники немецкой фотографии уже знакомы с творчеством этого мастера – хотя бы потому, что всего полгода тому назад в Государственном Русском музее состоялась выставка Блюма с постмодернистским названием "ТелоСоборы". Столичный проект, представленный Московским Домом фотографии, озаглавлен в духе неувядающей классики: "Тело и вдохновение". Но, в сущности, какая разница, вдохновение или соборы. Главное, что тело остается всегда.

Московский дом фотографии, 30 июня – 22 августа

Выбор читателей