Россияне изменяют валюте с пластиком

Маленький кусок пластика с заветной надписью VISA, MasterCard и другими названиями присутствующих в России платежных систем все больше покоряет наших граждан. Заинтересовали они и специалистов ФАС




Маленький кусок пластика с заветной надписью VISA, MasterCard и другими названиями присутствующих в России платежных систем все больше покоряет наших граждан. И хотя до западных стран, жители которых обзаводятся собственными "пластиковыми деньгами" едва ли не с рождения, нам еще далеко, эти атрибуты достатка уже стали настолько заметным явлением, что заинтересовали специалистов Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ, завершивших недавно анализ рынка пластиковых карт в России. Что же показало проведенное ими исследование?

Как нетрудно догадаться, в первую очередь оно подтвердило то, что и так видно невооруженным глазом – сильнее всего россияне полюбили международную платежную систему VISA, на долю которой пришлось более половины (51,2%) всего объема совершенных в 2003 г. с помощью пластиковых карт денежных операций. Второе место занимает платежная система Сбербанка АС СБЕРКАРТ – 26,1%. Рискнем предположить, что такая популярность отечественной системы объясняется тем, что на эти карточки переводится зарплата служащих многих бюджетных организаций. Третье место у MasterCard – 8,8%. По количеству эмитированных карт на долю АС СБЕРКАРТ и MasterCard приходится, соответственно, 10,1%, и 22,8%. А лидером, опять же, выступает VISA, выпустившая 36,9% "пластика". Она же имеет безусловное лидерство в зачете среди международных платежных систем в России (85,06% рынка по объему операций и 61,73% рынка по количеству эмитированных карт). За ней следует MasterCard с показателями 14,68% и 38,09% соответственно. Сообща же западные "пластиковые монстры" отвоевали в прошлом году в нашей стране 60,2% рынка по объему совершенных операций и 59,8% по количеству эмитированных карт.

Среди российских представителей данного вида бизнеса тройка лидеров определилась такая: АС СБЕРКАРТ (65,59% совершенных операций и 26,95% эмитированных карт), "Золотая корона" (19,01% и 15,08%) и ACCORD (10,17% и 10,21%). Наибольшее число российских банков входят в платежную систему VISA (30,5% от общего количества этих кредитных учреждений). Далее следуют Union card (23,5%), "Золотая корона" (18%) и MasterCard (16,5%). По количеству банкоматов в РФ первенствуют MasterCard (около 55,6%) и VISA (около 25,1%).

Популярность пластиковых карт в России, безусловно, растет. Правда, пока сложно сказать, как отразятся на этой положительной динамике недавние трудности банковского рынка и мрачные прогнозы некоторых экспертов, обещающих их повторение. С одной стороны, угроза очередного кризиса может подстегнуть вкладчиков к приобретению пластиковых карт – ведь именно они дают один из немногочисленных шансов оперативно изъять сбережения из проблемного банка. С другой стороны, обзавестись таким "кошельком" невозможно без открытия хотя бы минимального банковского вклада, и в условиях нынешней нестабильности те, кто ранее планировал это сделать, возможно, наоборот, откажутся от своего намерения до лучших времен. Ведь полной гарантии того, что пластиковая карта поможет вовремя забрать средства в случае возникновения проблем, все равно нет. А кому же охота терять за просто так даже небольшую сумму.

Выбор читателей