Верующие жаждут справедливости. И инвестиций

Решение конфликта с захватом мастерских реставрационного центра им. Грабаря в Кадашах должно стать прецедентом для многочисленных общин, которые желают отвоевать имущество у временщиков


Фото: fotocity-moskau.narod.ru



10 августа в Москве состоялся брифинг с участием общины храма Воскресения Христова в Кадашах. Прихода той самой церкви, где 2 августа разыгралась драма с "захватом" территории Художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря, располагающегося в ее здании.

Все это время отечественные СМИ предлагали противоречивые версии случившегося. Оставалось непонятным, кто прав, а кто виноват в сложившейся ситуации и что же стояло за захватом территории храма.

В самом начале брифинга стало ясно, что мы присутствуем не просто при изложении версии общины. Нет, вопрос сразу же был поставлен шире. В центре столицы в ведении бывшего Министерства культуры находятся около 30 храмов. Верующие в лице общин претендуют на все эти храмы. Аргументация прихода апеллировала почти исключительно к юридической части дела. Вот как это выглядело на примере церкви в Кадашах.

На протяжении последних 12 лет в России был принят целый ряд законов, регулирующих возврат национализированной в 1918 г. собственности приходов объединениям верующих. Для постепенной передачи зданий и имущества в собственность приходов были установлены переходные нормы. Составлялись охранно-арендные договоры между Москомимуществом и арендатором сроком на 5 лет с правом пролонгации (перезаключения), если религиозная община храма не выступает против. Как правило, по прошествии 5 лет общины заявляли о своем несогласии и дальше делить церковь с кем бы то ни было, на что имели полное право по закону. Так произошло и в Кадашах, где срок договора между арендатором (Центром реставрации им. Грабаря) и Москомимуществом истек еще в 2001 году.

Но нет у нас ничего более постоянного, чем что-нибудь временное. Неоднократные ответы Минкультуры об отсутствии равноценных помещений служили хорошим предлогом для того, чтобы центр оставался на своем прежнем месте. В какой-то момент верующим, вероятно, надоело переписываться с Минкультом. Yтром 2 августа, ровно в 08:45, охранник Центра реставрации как всегда открыл двери церковного притвора для проветривания помещения. В этот момент актив общины, поджидавший у ворот, вошел в притвор. Было ли это захватом или реализацией своих прав, на чем настаивал на брифинге адвокат прихода Виталий Веренчук, Бог знает. С тех пор в храме регулярно идут службы, помещения с имуществом центра опечатаны. Как подытожили на брифинге: "К сожалению (именно так. – А.Т.), храм мы не захватили".

Создается такое впечатление, что в хитросплетениях отношений общины и центра сам черт не ногу сломит. Щепетильные адвокаты верующих нашли немало нарушений в охранно-арендном договоре. Но зачем, раз его действие кончилось в 2001 году? Официального одобрения действий захватчиков со стороны РПЦ тоже не получено – патриарх лишь призвал решить дело цивилизованным путем.

По утверждению представителя общины на вчерашнем брифинге, центр им. Грабаря давно занимается не только реставрацией музейных древностей, но и коммерцией. За наличный расчет, без кассовых аппаратов здесь реставрируют антиквариат для "новых русских". Действительно, центру предлагали несколько вариантов переезда, но все они его до конца не устроили. Не является большим секретом и то, что реставраторы давно зарабатывают на хлеб коммерческими заказами. Но так ли альтруистична в своих устремлениях община?

Религиозные общины по закону имеют все права на здания, а организации, засевшие в доставшихся им в далеком советском прошлом храмах, всеми силами пытаются там остаться. Думается, важнее понять мотивы сторон. Они же лежат не на поверхности. Только кажется, что все, чего хотят верующие – это восстановление исторической справедливости и возобновление богослужений. Несколько раз из уст членов прихода звучали фразы о будущих инвестициях в восстановление церкви в Кадашах. А инвестиции – это всегда чьи-то деньги, и деньги немалые, учитывая какой памятник предстоит отреставрировать. Как поговаривают злые языки, приход в центре Москвы нынче довольно прибыльное дело. Кстати, брифинг община проводила в шикарном ресторане на Большой Ордынке.

Учитывая сказанное, фактически перед нами предстает спор двух юридических лиц о том, кто является более эффективным собственником для зданий и имущества храмов. А захват мастерских реставрационного центра в Кадашах должен стать прецедентом, своеобразным "зеленым светом" для тех общин, которые также желают отвоевать имущество у временщиков. При этом и те и другие неоднократно проговаривались, что здания в центре Москвы нужны им в том числе и для материальных целей. Только у православных они пока скромно именуются инвестициями.

Вопрос остается только один – что выигрывает общество от смены собственника. Ведь смена в случае удачного исхода "дела в Кадашах" ожидается грандиозная. На сегодняшний день ходатайства о возвращении имущества подали уже 140 общин (всего в стране их около 20 тыс.), и не только православные, но и мусульмане с буддистами. В соответствии с законом, ходатайства должны рассматриваться за 2 месяца. Пока нигде этот срок не соблюден, пока все имущество остается у временщиков. Верующие готовы перевернуть эту ситуацию в свою сторону. Ждать осталось недолго.

Выбор читателей