Спутники Сатурна нашлись в странном месте

Две новые луны обращаются вокруг окольцованной планеты там, где не может выжить ни один более или менее крупный объект. Расчеты ученых показывают, что кометы должны были давно разнести их в пыль

Космический аппарат Cassini, запущенный к Сатурну, вновь удивил исследователей NASA. Он прислал на Землю фотографии неизвестных ранее спутников газового гиганта.

Сатурн и без того занимал второе место в Солнечной системе по количеству спутников - 31, а теперь их насчитывается уже 33. Больше космических тел обращаются лишь вокруг Юпитера - по последним данным, их 60. Вместо звучных имен греческих или римских богов новым объектам достались пока лишь скромные кодовые обозначения - S/2004 S1 и S/2004 S2.

Впервые две новые луны заметил астроном Себастьян Карнос, занимающийся планетарной динамикой в Парижском университете: "Сидя в конторе, я целыми неделями искал подобные объекты, но не находил. Зато однажды, в выходной день, я заметил их на мониторе ноутбука". Ученый пошутил, что сделал для себя следующий вывод: чтобы делать открытия, нужно пореже ходить на работу.

Оба обнаруженных им небесных тела очень малы: больший спутник имеет диаметр около 4 км, а второй - 3 километра. Учитывая, что луна, которая до сего дня считалась самой маленькой, имела 8 км в диаметре, некоторые ученые уже спрашивают, до каких пор будет расширяться и без того длиннющий список и что вообще следует считать спутником, а что - просто мелкой частицей. Однако находка, тем не менее, представляет большой интерес.

Дело в том, что S/2004 S1 и S/2004 S2 нашли совсем не там, где ожидали. Обнаружение нового спутника где-нибудь в просветах метеоритных колец никого бы не удивило, но эти два объекта поселились между более крупными лунами - Мимасом и Энцеладом (Мимас является шестым считая от планеты). Расчеты показывают, что в таком месте кометы должны очень быстро разнести в пыль всякий более или менее крупный объект. Теперь ученые думают, как выжили вновь открытые спутники: возможно, комет в Солнечной системе на самом деле меньше, чем предполагалось.

Интересны и орбиты, по которым обращаются эти тела. В сложнейшей системе Сатурна на движение мелких объектов влияют не только приливные силы на самой планете, но и тяготение более массивных соседей. В итоге орбита вновь образовавшегося тела может существенно измениться - вытянуться из круглой в эллиптическую или выйти из плоскости эклиптики. По мнению астрономов, траектория одного из открытый спутников претерпела такую эволюцию.

Напомним, что в июне другой спутник - Феба - тоже преподнес ученым большой сюрприз. Эта глыба льда является обратным спутником, то есть вращается в сторону, противоположную всем остальным. Изучив фотографии загадочного небесного тела, присланные аппаратом Cassini, специалисты пришли к выводу, что оно является "посторонним". Феба каким-то образом попала к Сатурну из так называемого пояса Койпера - далекой окраины Солнечной системы.