Правительство будет копать глубже, а не щупать

Фрадков остался недоволен прогнозом развития России на 2005-2007 гг., однако "был вынужден" с ним согласится, заметив, что окончательные цифры все равно будут больше, ведь они определяются высокими ценами на нефть




Неожиданно бурным получилось обсуждение в правительстве стратегии социально-экономического развития России на 2005-2007 годы. Выслушав доклад министра экономического развития и торговли Германа Грефа, Михаил Фрадков остался недоволен заложенными в прогнозе показателями экономического роста страны (на уровне 6,1% - 6,5% в год), не позволяющими решить пресловутую задачу удвоения ВВП к 2010 году.

Ни один из предложенных МЭРТ вариантов развития экономики не является оптимистическим и не обеспечивает требуемого качества роста, полагает глава кабинета министров. Все эти прогнозы, по словам премьера, пока лишь щупают, а не удваивают ВВП. "Вроде бы надо копнуть поглубже, причем мы уже копнули на несколько штыков вглубь, а удвоения ВВП все нет. Но мы продолжаем щупать", - сказал он. "Я не понимаю, почему бы нам не записать в прогнозы 7,5% роста", - поинтересовался премьер. "Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно будет пощупать каждого министра", - парировал Герман Греф. "А это и правильно. Этого министры и ждут, этого и боятся", - отозвался Фрадков и попросил главу МЭРТ выработать рекомендации для министерств, чтобы они все вместе могли работать на выполнение поставленной президентом задачи. "Я не сторонник перенапрягать ситуацию, но очень хотел бы, чтобы мы работали в напряжении", - продолжил руководитель правительства. И добавил: "Надо себя иголкой кольнуть в одно место, чтобы очнуться от привычной схемы работы, надо чтобы вагоны не отставали от поезда. Может быть, в ходе движения поезда удастся найти стрелки, на которых к поезду подцепятся импортные вагоны".

Однако на этом перебранка высокопоставленных чиновников не иссякла. Руководитель правительства обратился к министру финансов Алексею Кудрину с вопросом, какие резервы роста экономики тот видит. В ответ финансист обвинил правительство в срыве плана проведения ключевых экономических реформ - энергетической, газовой, транспортной, ЖКХ и защиты прав собственности. "Эти реформы являются ключевыми нашими проблемами, и если вы готовы взять под личный контроль их реформирование, тогда уже со следующего года мы сможем заложить их в прогноз. А сейчас по тому же газу нам нечего заложить, кроме инерционного развития", - уведомил Фрадкова Кудрин. Напомним, рассмотрение реформы "Газпрома" кабинет министров постоянно откладывает уже с 2002 года. А главный для успешного завершения реформы электроэнергетики вопрос о способах формирования активов оптовых генерирующих компаний был перенесен на конец 2004 г. как раз по инициативе нынешнего премьер-министра. Глава кабинета министров защищался общими словами о том, что он, конечно же, не отказывается от реформирования монополий, однако хочет, чтобы их реструктуризация проходила осторожно. В итоге, Фрадков "был вынужден" согласится с представленным Минэкономразвития прогнозом, не преминув заметить, однако, что окончательные цифры все равно будут больше, поскольку они определяются ценами на нефть, которые явно не собираются падать в ближайшее время.

Этот спор стал наиболее жестким столкновением между руководителями правительства в оценках перспектив развития страны с момента формирования нынешнего кабинета министров во главе с Фрадковым в марте 2004 г., отмечает агентство Рейтер. "Трудно не согласиться с Кудриным, который сказал, что для того, чтобы был рост, нужны реформы, потому что мало что произошло и в энергетической, и в газовой отрасли, и в ЖКХ, и особенно в отношении прав собственности. Относительно низкие цифры (в прогнозе ВВП на будущие годы) вполне разумно выглядят", - сказал в интервью агентству главный экономист компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. А старший экономист финансовой корпорации "УралСиб" Владимир Тихомиров считает, что исповедуемая в настоящее время правительством бюджетная модель подразумевает, что значительная часть свободных ресурсов экономики идет либо на защиту от будущих кризисов (стабилизационный фонд), либо на досрочную уплату долгов. В то же время инвестиции в реальный сектор экономики остаются на низком уровне. "Весь этот разговор носит для меня забавный характер, потому что я, честно говоря, из бюджетного планирования и тех программ, которые обозначены в правительстве, не вижу повода для прогнозирования высоких темпов роста. Да, Фрадков хотел бы видеть 7,5%, Путин хотел бы видеть 8% - 9%, но все это разговор пустой, пока не будет конкретных реформ", - говорит он.

Примечательно также, что в ходе дебатов премьер-министр высказал мнение, что для быстрого проведения реформ было бы целесообразно время от времени совершать рокировку членов правительства. "Если министр выполнил свой маневр, обеспечил ресурсы роста своего ведомства, тогда он должен позаниматься другими отраслями", - сказал Фрадков. Как отразится на продвижении энергетической реформы замена министра энергетики, скажем, на министра культуры, прогнозировать затруднительно. Но, похоже, не исключено, что в недалеком будущем может случиться ускорение, по крайней мере, одной из заявленных реформ - административной.

Выбор читателей