Закат третьего рейха произошел в Петербурге

Для художника нет ничего невозможного. Известный немецкий режиссер Оливер Хиршбигель снял самый антифашистский фильм о последних днях Адольфа Гитлера… на улицах Санкт-Петербурга




На одиннадцатиметровой глубине под Имперской канцелярией в Берлине в личном бункере проводит свои последние дни Адольф Гитлер. Отсюда он отдает приказы и последние распоряжения, здесь заключает брак с Евой Браун. Вплоть до самоубийства этот чудовищный гипнотизер вводит в заблуждение и самого себя и других. Он до последней минуты добивается беспрекословного исполнения своих приказаний благодаря аналитическому уму и силе психологического воздействия. Так начинается аннотация к "точному в деталях и реалистичному историческому триллеру" "Закат", выход которого в немецкий кинопрокат ожидается в середине сентября.

"Это настоящий Гитлер", - прокомментировал немецкий историк и автор биографии Гитлера Иоахим Фест исполнительское мастерство 63-летнего актера Бруно Ганца. Звезду немецкого кинематографа помнят, в первую очередь, по знаменитому "Небу над Берлином" Вима Вендерса. Внешнее сходство экранному фюреру с его реальным прообразом обеспечил художник по гриму Вальдемар Покромски, работавший у Спилберга над "Списком Шиндлера" и у Поланского над "Пианистом".

Сценарий фильма "Закат" создан по одноименному произведению все того же Иоахима Феста с опорой на воспоминания секретарши Гитлера Траудль Юнге. События в бункере снимали в Мюнхене, а разрушенный советской и союзной авиацией Берлин – в… Петербурге. "Такой натуры для съемок мы не смогли найти больше нигде в Европе. В германских городах подобных мест уже давно нет, - признается режиссер Оливер Хиршбигель, снискавший себе мировую известность фильмами "Эксперимент" и "Комиссар Рекс". По его словам, питерская улица Шкапина, на которой снимались основные сцены, очень похожа на берлинские штрассе последних дней войны. Домам здесь более ста лет, и большинство из них ни разу не ремонтировалось. "А, кроме того, где мы еще найдем такую живую, энергичную, благодарную массовку, искренне заразившуюся нашим энтузиазмом?" - добавил создатель картины.

Чтобы превратить Петербург в Берлин, потребовалось совсем немного: забить досками окна первых этажей домов и витрины магазинов, засыпать асфальт строительным мусором и разрисовать стены свастикой и фашистскими лозунгами. Был построен специальный настил для танков и пенопластовые развалины домов. Кроме улицы Шкапина, некоторые эпизоды фильма снимались на Английском проспекте, "даче Половцева" и Ижорском заводе, в бомбоубежище, которое изображало лазарет бункера рейхсканцелярии. Для съемок пришлось ободрать краску со стен, убрать лампы дневного света и залить переход к убежищу по колено водой. После завершения работы немцы обязались вернуть все испорченное в первоначальный вид.

В игровую канву фильма вмонтированы хроникальные кадры и интервью. Благодаря большому бюджету - €13,5 млн - в съемочную группу удалось заполучить лучших из лучших немецкого кинематографа.

Проект интересен еще и тем, что в послевоенной Германии творца и лидера третьего рейха показывали на экране крайне скупо, если показывали вообще. Ни один немецкий актер никогда не мерился силами с этим персонажем, от которого в видеохронике остались лишь немногочисленные кадры. Гитлер запечатлен на них зачастую со спины или издалека, а голос, повергавший всю Европу в трепет, звучит с экрана и того реже.

Немецкие историки отмечают: мнение о том, что, создавая образ фюрера на экране, художник рискует сделать его излишне человечным и даже вызвать симпатию, отчасти оправданно. Ведь этот человек занимал огромное место в воображении немцев – гораздо большее, чем любая другая историческая фигура. Однако "Закат" – лента антифашистская. Актер Бруно Ганц, исполняющий роль Гитлера, по мнению автора сценария, идеален, потому что изобразил своего героя пугающим и ужасным. Когда видишь такого на экране, кровь вскипает в жилах. Кинокартина - как бы шаг к "нормальности" отношений германского государства с самой мрачной и трагической главой своей истории.

Выбор читателей