Беларусь и Россия торгуют дружбой

Лукашенко наконец-то понял, что перед очередной политической схваткой за власть ему никак не обойтись без российской поддержки, за которую Москва готовится получить беспрецедентные экономические уступки


Фото AP



21 августа на пресс-конференции в Риге сенатор Джон Маккейн без обиняков заявил, что США будут "бороться за то, чтобы Белоруссия освободилась от тирании". И тут же уточнил: "Смена режима президента Лукашенко в Белоруссии планируется не оружием и военными действиями, а с помощью международного давления". Сенатор является одним из авторов "Акта о демократии в Белоруссии", который предусматривает выделение финансовой помощи белорусской оппозиции и введение санкций против президента Лукашенко и его окружения. Стоит вспомнить, что югославская и иракская кампании начинались именно с санкций против Милошевича и Хусейна и финансового стимулирования оппозиции.

Отчасти высказывания отдельно взятого Маккейна можно объяснить отказом ему в белорусской визе, где он хотел встретиться с представителями оппозиции и самим Лукашенко. Но возможно и другое: сигнал о готовности разыграть подготовленный сценарий наподобие югославского или грузинского. В 2000-2003 гг. послом США в Минске был опытный дипломат Майкл Козак, известный как "специалист по выборам". Он сразу же занялся объединением антилукашенковской оппозиции и патронировал ее единого кандидата Владимира Гончарика на президентских выборах в 2001 году. Свой опыт Козак передал нынешнему послу Джорджу Кролу, который тщательно готовит "сюрпризы" неугодному Западу лидеру Беларуси.

Лукашенко явно встревожился. На только что прошедшем в Сочи рандеву с Путиным он был покладист и дружелюбен. Открывая встречу, российский президент сказал, что России и Белоруссии удалось разрешить все спорные вопросы в энергетической сфере (явно не за счет уступок Москвы). "Никаких проблем не осталось. Надо думать, что сделать, чтобы вывести отношения на новый уровень", - заявил он. В свою очередь Александр Лукашенко, забыв свои прежние "взбрыки", поддержал дату 1 января 2006 г. как ориентировочный срок введения российского рубля в качестве единой валюты на территории Союзного государства и заявил, что у Белоруссии и России нет разногласий в торговых отношениях, экономике и дипломатии. Главы государств отметили рост торговых отношений между Россией и Белоруссией за последние полгода на 38%.

Аналитики отмечают, что в последнее время напряженность в отношениях лидеров двух союзных государств значительно спала. Лукашенко больше не делает жестких заявлений в адрес России. Он понимает, что перед очередной политической схваткой за власть ему никак не обойтись без российской поддержки. Если раньше он шантажировал Москву, грозя повернуться в сторону Запада, то теперь игры закончились. Планы по созданию единого экономического пространства, которые обсуждались в ходе встречи Путина и Лукашенко, теперь приобретают для лидера Беларуси особое значение, поскольку в условиях давления со стороны Запада они могут остаться единственным крупным проектом, позволяющем ему поддерживать экономические контакты с внешним миром и серьезным козырем в демонстрации землякам своих экономических успехов. Со своей стороны, Путин намекнул, что в США есть разные политические силы, которые по-разному относятся к происходящему в США и мире. И, по мнению российского президента, "зацикливаться на мнении одного человека (т.е. сенатора Маккейна – В.К.) – неправильно".

Все это особенно интересно в преддверии окончательного решения Лукашенко идти или не идти на очередной президентский срок. Напомним, что еще в марте глава Конституционного суда Беларуси Григорий Василевич заявил, что не видит препятствий для изменения конституционной нормы, предусматривающей запрет для одного и того же лица занимать президентский пост более двух сроков подряд. По его словам, изменение соответствующей статьи конституции возможно путем референдума. А в июле Александр Лукашенко, отмечая десятилетие своего президентства, сообщил нации и всему миру, что пойдет на новый срок, "если того захочет народ".

Россия сходу явно не готова благословить батьку на новое президентство, боясь разругаться с Европой или США. Пока Путин осторожничает. "Как и положено в демократических странах, одобрять или не одобрять можно единственным демократическим способом - на выборах. В октябре состоятся выборы в парламент Белоруссии, там и посмотрим, как белорусский народ оценивает действия белорусского руководства", - сказал президент РФ на пресс-конференции по итогам переговоров в Сочи.

Аналитики считают, что Москва может быть заинтересована в проекте "третий срок Лукашенко" по двум причинам: во-первых, ценой поддержки могут быть беспрецедентные уступки России в экономической сфере, и, во-вторых, обкатка одного из сценариев гипотетического пока проекта "третий срок Путина". К тому же у Кремля уже давно нет четкого понятия, кого именно он хотел бы видеть преемником батьки. Так что дело Лукашенко – заручаться поддержкой Москвы и предлагать свою цену, а Кремля – прицениваться и думать.

Выбор читателей