Еще позавчера Домодедово считался эталоном

Остается только гадать, как злоумышленникам, если они на самом деле были, удалось проникнуть на борт самолетов. Может быть, внутренние рейсы проверяют менее тщательно?


Фото AP



О том, что на самом деле случилось прошлой ночью с двумя российскими самолетами Ту-134 и Ту-154, конечно, говорить еще рано. Однако с трудом верится в то, что катастрофа сразу двух российских самолетов практически в одно и то же время, да еще вылетевших из одного и того же аэропорта, была трагическим, невероятным совпадением (хотя в жизни случается и не такое). Поэтому версия теракта кажется наиболее вероятной. В связи с этим возникает вопрос: как такое могло произойти? Неужели же наши пассажиры совсем не защищены от террористов? Причем как в воздухе, так и на земле.

Увы, уровень безопасности большинства российских аэропортов действительно оставляет желать лучшего. Это не наши домыслы, об этом открыто говорят и специалисты. Так в прошлом году замминистра МВД Александр Чекалин рассказал о результатах проверки, проведенной милицией в различных аэропортах страны. Оперативники в штатском пытались пронести через зоны контроля учебное оружие, взрывчатку, проникнуть на режимную территорию. Из 143 таких мероприятий лишь в 75% служба авиационной безопасности справилась с "нарушителями". Получилось, что каждый четвертый потенциальный теракт удался. Причиной этого, по словам Чекалина, стало то, что с 2002 г. охрана аэропортов полностью легла на плечи службы авиационной безопасности. Чекалин высказал мнение, что в осмотре в осмотре ручной клади и груза должны принимать участие сотрудники милиции, как это было раньше.

В том же 2003 г. о недостаточной защищенности аэропортов и самолетов говорил и первый замминистра транспорта, руководитель Государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько. "Необходимо решать проблему предотвращения террористических актов на бортах самолетов, – сказал он. – Существует реальная диспропорция между международными антитеррористическими инициативами и уровнем оборудования авиационной безопасности в России". И это несмотря на то, что в бюджете 2003 г. на обеспечение безопасности было выделено 60 млн руб., и такая же сумма была заложена и в бюджет на 2004 г., а в целях предотвращения терроризма на бортах самолетов в 43 российских аэропортах приобретено оборудование авиационной безопасности на сумму в 129 млн рублей. Александр Нерадько предложил разработать и принять федеральный закон "Об авиационной безопасности", аналогичный тому, что был принят в США после терактов 11 сентября. В нем, как сказал первый замминистра, "должно быть четко прописано участие государства в обеспечении безопасности полетов".

Понятно, что вышеназванных сумм явно недостаточно для решения проблем безопасности во всех российских аэропортах. Так, если верить источнику в Минтрансе, на который ссылались "Финансовые Известия", сегодня обеспечить стопроцентный контроль реально способны лишь два аэропорта из 423. В остальных "обнаружение запрещенных к провозу воздушным транспортом предметов является скорее случайностью, чем правилом". Так же нет ни в одном российском аэропорту и так называемых буферных зон безопасности. Тем не менее, тот же анонимный источник в Минтрансе назвал и два аэропорта, которые отвечают практически всем требованиям международной безопасности. Одним из таких аэропортов является Шереметьево, другим – Домодедово…

На брифинге, который состоялся в феврале этого года, уже упоминавшийся заместитель министра внутренних дел России Александр Чекалин, даже предлагал взять Домодедово за эталон. Он заявил: "Можно на 100% сказать, что пассажиры Домодедова защищены от терактов". По его словам, опыт этого столичного аэропорта следует тиражировать на территории всей Российской Федерации. Более того, прозвучало предложение использовать Домодедово в качестве учебной базы. Что же, сегодня вряд ли кто-то в МВД решится повторить свое "домодедовское" предложение. Хотя на первый взгляд, аэропорт действительно имеет прекрасное техническое оснащение. Согласно информации распространявшейся "Ист-Лайном", на таможне аэровокзала есть аппаратура контроля, которая позволяет подробно осматривать багаж: рентгены раскладывают содержание сумок и чемоданов на цвета, каждый из которых соответствует тому или иному органическому или металлическому веществу, а система автоматического распознавания образов по заложенным в памяти контурам самостоятельно обнаруживает холодное и огнестрельное оружие. Рамы металлоискателей предупреждают сотрудников о проносе подозрительных предметов, а также указывают, где именно следует искать металлическую вещь. Планировалось даже (правда, только на международных линиях) внедрить систему идентификации биометрических параметров. Более того, аэропорт буквально "напичкан" камерами слежения. Впрочем, насколько вся эта аппаратура была задействована в решении задачи по предотвращению проникновения террористов станет ясно по результатам неминуемых проверок в самом ближайшем будущем.

Кроме того, остается и еще пресловутый человеческий фактор. Аппаратура аппаратурой, но террористов могли попросту "проморгать". И в таком случае следует признать, что эталонные технологии вовсе не являются гарантией эталона в плане человеческого фактора. За безопасность в Домодедове отвечает специализированная охранная структура, которая имеет лицензию на осуществление всего комплекса мероприятий по авиационной безопасности в аэропорту – "Ист Лайн Авиэйшн Секьюрити". В большинстве же российских аэропортов авиационная безопасность находится полностью в руках государства. Как известно, зарплата госохраны довольно низка, что влечет за собой текучку кадров. В Домодедове, по словам представителей аэропорта, текучка "секьюрити" была минимальной, а зарплаты выше государственных ставок.

В общем, до сегодняшнего дня Домодедово считался одним из самым безопасных столичных воздушных вокзалов. Поэтому остается только гадать, каким образом, если выясниться, что крушение самолетов было все-таки следствием террористического акта, злоумышленникам удалось его осуществить. Может быть, пассажиров на внутренних рейсах не так тщательно проверяют? И именно поэтому объектами теракта были выбраны именно эти два самолета? Кстати, американцы после 11 сентября в корне пересмотрели свою систему безопасности. Была создана спецслужба, агенты которой инкогнито сопровождают авиарейсы (в России в последнее время тоже подумывают о необходимости вооружить сопровождающих авиарейсы сотрудников МВД). Были разработаны специальные технологии, позволяющие выявить преступников (на это в 2004 г. американцы собирались выделить дополнительно еще $70 миллионов). Вдобавок к традиционным рентгену и металлодетекторам уже добавились "детекторы странного поведения", аппараты, определяющие биометрические данные и склонные к термическому распознанию и т.п.

Несмотря на все эти меры, эксперты отмечают, что и сегодня лишь в немногих американских аэропортах из 429 служба безопасности способна предотвратить теракт. Что же говорить о наших воздушных вокзалах… Тем более, что, как полагают специалисты, для полного решения проблемы технической оснащенности в российских аэропортах необходимо порядка $85 миллионов. Наше государство выделить такие деньги пока не в состоянии, а может и не особенно хочет.

Двойная авиакатастрофа в России. Все подробности

Двойная авиакатастрофа в России. Фотофакты

Крупнейшие авиакатастрофы на территории СССР/России

Выбор читателей