Мячи для гольфа лечат самолеты от пулевых ран

У полимера, использующегося для покрытия боулинг-кеглей и мячей для гольфа, обнаружены свойства самозаживления. При наличии пулевой пробоины материал сам стягивает края отверстия




Группа инженеров во главе с Кристофером Колином из военно-морской команды по работе с пневматическими системами полагает, что материал, из которого делаются мячи для гольфа, может благодаря эффекту "самозаживления" служить прекрасным средством защиты топливных баков самолётов от пуль.

Недавно американские учёные обнаружили, что полимер, которым покрывают кегли для боулинга, шлемы и мячи для гольфа, имеет любопытную особенность — он может очень быстро "стягивать" пулевые отверстия, если по самолету ведется огонь из автоматического оружия. Они попытались разобраться в механизме "самозаживления" и максимально раскрыть возможности чудо-полимера, для чего использовали лист специального материала толщиной 1,5 мм, изготовленного фирмой DuPont.

По "щиту" открыли огонь, причем были использованы пули различных типов. Наиболее быстро затягивались "раны", сделанные заострёнными зарядами небольшого калибра - 5,6 мм, в то время как пули более крупные с тупым наконечником, особенно направленные под углом, оставляли в материале "незаживающие" отверстия. Специалисты надеются, что в ближайшее время им удастся обеспечить неуязвимость топливных баков от вражеских пуль.

"Если вы находитесь в 500 милях от своей военно-морской базы, которой может служить авианосец, находящийся в океане, то, получив пулевую пробоину в корпусе самолета, вам есть о чем беспокоиться: например, хватит ли топлива, чтобы дотянуть до посадки", - отмечает Кристофер Колин.

Учёные предполагают, что всё дело в "тающих свойствах" полимера - "самозаживление" происходит, когда пуля, имеющая достаточно высокую скорость полета, разогревает пробитую поверхность до определённой температуры. Материал начинает плавиться и, подтаивая, закрывает образовавшееся отверстие.

Однако в настоящее время не удается решить основную проблему: при непосредственном соприкосновении с керосином чудо-вещество распадается. Поэтому необходимо провести больше исследований, прежде чем использовать его для покрытия топливных баков. Колин считает, что эту проблему можно решить, если поэкспериментировать с более стойким к топливу материалом, например, уретаном или найти иной способ сделать волшебное самозаживляющееся вещество невосприимчивым к авиационному керосину.

Выбор читателей