Кремлевские менеджеры: из политики в экономику тихой сапой

Владислав Сурков – злой гений не одного поколения депутатов – вошел в совет директоров "Транснефтепродукта" и является его потенциальным председателем. В чем суть таких "вхождений"…




Очень немногие СМИ уделили некоторое внимание следующему событию: заместитель главы президентской администрации, помощник президента Владислав Сурков вошел в совет директоров госкомпании "Транснефтепродукт". Помимо этого, ожидается, что на первом же заседании вновь избранного совета он станет его председателем. Это подтвердили "Yтру" источники на Старой площади.

В послужном списке нового директора компании уже имеется работа в банках, связанных с энергоисточниками. Напомним, что в 1992 г. он пришел в структуры, связанные с малоизвестным тогда Михаилом Ходорковским. Сурков тогда возглавил управление рекламы МФО "МЕНАТЕП" и одновременно руководил управлением по работе с клиентами в одноименном банке. В 1994-1996 гг. Сурков занимал должность заместителя главы службы связей с общественностью банка "МЕНАТЕП". В 1996-1997 гг. он уже в ранге вице-президента возглавлял департамент по связям с государственными организациями компании "Роспром" и входил в состав совета директоров банка "МЕНАТЕП". А в феврале 1997 г. перешел в "Альфа-банк" (входивший в одну финансовую группу с ТНК) на должность первого заместителя председателя правления, где проработал меньше года. И уже оттуда перешел в кремлевскую администрацию заместителем к Александру Волошину. Ныне основной его обязанностью на Старой площади является "организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности президента по вопросам внутренней политики, федеративных и межнациональных отношений". Но в политических кругах его знают как официального политтехнолога, куратора Госдумы, Совета Федерации и "Единой России".

"Транснефтепродукт" контролирует доступ для нефтяников к экспортной инфраструктуре нефтепроводной монополии "Транснефть", в совет директоров которой, к слову, уже входят помощник Дмитрия Медведева (нынешнего главы кремлевской администрации) Евгений Школов, представитель администрации президента Анатолий Лукьянчук и бывший глава экономического управления АП Антон Данилов-Данильян.

Еще несколько лет назад власти было не просто контролировать процессы, происходившие нефтяной отрасли, почти на 90% находившейся в частных руках. Теперь же государство начало активно расставлять своих людей на ключевые посты, которые позволяют контролировать финансовые и сырьевые потоки. Тот же ТНП, обладая солидными резервными мощностями для хранения нефтепродуктов, имеет возможность регулировать цены на сырье на российском внутреннем рынке, в частности, на бензин.Таким образом, теперь "при деле" находится практически все кремлевское руководство: глава администрации уже освоился в газовом бизнесе, а двум его замам придется разбираться в нефтяном. Важные чиновные люди оказались на не менее важных должностях в коммерческих структурах. Кремль получил очень удобные рычаги воздействия на частные компании.

Очевидна попытка путинской администрации обрести контроль над крупнейшими естественными монополиями, а также нефтяными, газовыми и другими ресурсами, приватизированными в 90-х годах. Это заметно даже по кремлевским представителям в госкомпаниях и их должностям. К примеру, экс-министром энергетики РФ Игорь Юсуфов был государственным представителем в совете директоров компаний "Транснефтепродукт" и "Роснефть", а в целом ряде структур хватало присутствия "рядовым директором" того же А.Данилова-Данильяна. Теперь же уровень стал явно выше.

Глава администрации президента Дмитрий Медведев еще с 2002 г. номинально первое лицо в "Газпроме"; его предшественник Александр Волошин – председатель правления РАО "ЕЭС" (кстати в обеих монополиях директорствуют также два министра – Герман Греф и Виктор Христенко); один из двух заместителей Медведева – Игорь Сечин – не так давно возглавил директорский корпус государственной "Роснефти", шестой в России компании по добыче "черного золота"; один помощник президента, Игорь Шувалов, избран в совет директоров ОАО "РЖД", а другой, Виктор Иванов, возглавил совет директоров ПВО "Алмаз-Антей" в системе ВПК.

Аналитики высказывают ряд предположений относительно массового "исхода" кремлевских руководителей в бизнес. С одной стороны, налицо очевидное стремление усилить "долю" государства в рыночной экономике. С другой – желание обрести контроль над крупными финансовыми потоками, а заодно и над менеджерами, то и дело примеряющими на себя тогу властных олигархов Но самое главное – требуются новые "свои" финансовые ресурсы. У власти – любой власти – всегда полным полно планов, требующих огромных ресурсов. И, наконец, любая должность – тем паче выглядящая столь аппетитной – это всегда и поощрение за верную службу с прицелом на те времена, когда ситуация на основном рабочем месте опасным образом изменится..

Желание путинской администрации усилить влияние госсектора видно невооруженным глазом, война с олигархами прекратилась, а новой никто не хочет, многолетнее "выбивание" средств на выборные кампании давно уже изжило себя, а разнородная и ничем не сплоченная президентская команда нуждается хотя бы в стимулировании. Так что избрание (так и хочется взять этот термин в кавычки!) Владислава Суркова вполне логично. Вопрос же об этике давно не рассматривается.

Выбор читателей