Святой источник – это не только бутылка

Если прочитать у родника молитву, а потом завязать на дереве рядом тряпочку, то проблема в узле и останется. Нынешние паломники оставляют у родников не только тряпочки, но и предметы одежды, не исключая нижнего белья




В последнее время словосочетание "святой источник" вызывает устойчивую ассоциацию с пластиковой бутылкой в ближайшей амбразуре ларька. А ведь некогда в России (да и не только) в понятие святого источника вкладывался совсем иной смысл. Как объекты религиозного поклонения родники и ключи были известны еще с древнейших времен. С принятием христианства часть из них посвящались различным святым. Представления о святости источников органично вплелись в народное православие и продолжают существовать и поныне.

Древнейший по времени упоминания родник "Белый колодец" находится не так далеко от Москвы, в Зарайском районе Подмосковья. Он посвящен иконе Николы Заразского, которую на месте "Белого колодца" встретил удельный князь Феодор Юрьевич в 1225 году. Список византийской иконы везли из Корсуни в далекий Заразск (так тогда назывался Зарайск), и перед въездом в город ее, по традиции, должен был встретить князь на белом коне. Как сообщает, вошедшая в летописи "Повесть о Николе Заразском", на месте встречи чудесным образом забил источник. Впрочем, действительно ли он появился в это время или существовал и ранее, достоверно не известно.

Святых родников гораздо больше, чем можно подумать. Практически любому природному источнику в нашей полосе приписывалась сакральная функция. Не обожествлялись, пожалуй, только те роднички, что выходят на поверхность по берегам рек и тут же в нее и впадают.

Иногда, святость источника видна, что называется, невооруженным глазом. У лесных источников вешали на ближайшее дерево (как правило, хвойное) икону или набивали деревянный крест. При отсутствии леса, над источником сооружали колоду с часовенным навершием. Таких сооружений до нашего времени почти не сохранилось. Они представляли собой подобие колодца, завершавшееся маленьким помещением под скатной крышкой (иконницей), куда ставились иконы и свечки. А в крышку подрубалась небольшая изящная главка. Такое сооружение не считалось собственно часовней, хотя было близко к ней архитектурно и функционально. В праздники у колодца могли кропить святой водой скотину, проводить молебны. До 1999 г. интересное сооружение такого рода стояло прямо посреди заброшенного колхозного поля около деревни Епишино в Московской области. В советское время родник был взят в бетонное кольцо. А безвестный деревенский архитектор, памятуя о старинных традициях, соорудил на нем деревянное навершие с жестяной главкой. Как удалось узнать, родник был искони посвящен Иоанну Крестителю. К сожалению, уникальное сооружение разобрали в связи со строительством полноценной часовни над источником. А жаль, ведь это был редкий образец симбиоза советской и церковной архитектуры.

Часовни также часто сооружались над святыми родниками, особенно над широко почитаемыми или просто мощными потоками. Холодные и сильные родники назывались студенцами. От местных жителей не раз приходилось слышать, что в студенце когда-то утонула часовня или целая церковь и теперь, если припасть к земле ухом, можно услышать звон ее колоколов. Чем чище и холодней вода, тем святей место. И наоборот, если вдруг источник иссыхал или начинал цвести, люди считали, что это наказание за их грехи.

К родникам ходили не только за святой водой. Считалось, что у них можно было даже оставить свои беды и болезни. Воплощением этого представления является ритуал завязывания у источника белой тряпочки. Повсеместно было распространено поверье, что если прочитать у родника определенную молитву или заговор против болезни, жизненной неурядицы и тому подобного, а потом завязать на дереве у источника белую тряпочку, то твоя проблема в этом узле и останется. Делать это следовало на рассвете или закате. Кстати, развязывать узелки строго воспрещалось, иначе болезнь перекинется на развязавшего. Сегодня традиция немного трансформировалась, осовременилась. На деревьях и кустах вокруг почитаемых родников можно видеть развешанными не только тряпочки, но и целые предметы одежды, не исключая нижнего белья. Перефразируя известное выражение: у кого чего болит, тот то и вешает.

Символика родника в народных верованиях всегда благоприятна. Подмечено, что только положительные персонажи русской волшебной сказки глядятся в родники. Есть у родника в мифологии и свой антипод. Это окнище болотное. В роднике вода выходит из земли, земля как бы рожает воду (именно так иногда и объясняют происхождение названия). А окнище напротив, забирает воду с поверхности болота в свои топкие недра. Предания гласят, что в зеркала темных окнищ по ночам смотрятся ведьмы. В сказках балтийских народов в окнищах тонут невинные дети.

О святых родниках сложено немало историй. Продолжают они появляться и в наш компьютерный век. Так, например, год назад сообщалось, что в алтаре храма села Лявля Архангельской области забил родник. Верующие сочли это Божественным знамением. В одном мужском монастыре недалеко от Москвы тоже забил ключ в отдаленном месте сада, сплошь заросшем крапивой. Источник был довольно сильный, только вода в нем была не лучшего качества. Стали приезжать целые экскурсии, слава о чудесном источнике разнеслась по округе. А потом выяснилось, что банально прорвало водопроводную трубу…

Выбор читателей