Российский автопром умирает, но не сдается

Кризис отечественной автомобильной промышленности можно преодолеть при помощи сборки на российских заводах автомобилей иностранных марок. Российские машины уходят в прошлое




Отечественная автомобильная промышленность переживает нешуточный кризис, связанный с острой конкуренцией со стороны западных производителей. И если в области производства военных машин и спецтехники мы отстали не столь значительно, то все то, что связано с продукцией для рядового потребителя, вызывает лишь сожаление. Традиции невнимания к простому покупателю развиты у нас слишком хорошо еще с советских времен тотального дефицита, когда не было никакой необходимости обновлять модельный ряд легковых автомобилей. Да и зачем лишние телодвижения, если за любым автомобилем покупатель стоял в очереди годами и приобретал машину, не обращая внимания на модель. То, что подобное отношение к покупателям по инерции сохраняется и сегодня, подтверждает тот факт, что до сих пор с конвейера сходят такие автомобили, как "Лада-2105" и "Лада-2107". Выдерживать конкуренцию даже с подержанными десятилетними автомобилями из Европы эти модели не могут по определению. Тем не менее цены даже на них постоянно растут.

В этих условиях, когда строить новые или модернизировать старые автомобильные заводы российская экономика просто не в состоянии, остается лишь один выход. А именно переход на сборку иномарок собственными руками. Подобных проектов сегодня не счесть. Начиная от калининградского Hammer`а и до таганрогского Hyundai. Планы по производству своих автомобилей в России сегодня есть практически у всех крупнейших лидеров мирового автопрома. Не секрет, что именно подобная практика приносит наиболее впечатляющие результаты. Плюсы очевидны: производитель становится ближе к предполагаемому потребителю, значительно снижаются расходы на таможенные платежи. Кроме того, правительство РФ решило в этом вопросе пойти навстречу автопроизводителям, предложив более чем втрое снизить пошлину на ввоз в Россию комплектующих. Предполагается, что в результате расширения этого сектора автомобильной промышленности доля россиян, купивших иномарку отечественной сборки возрастет с 5% до 20%.

Однако и эти показатели слишком низкие. По данным аналитиков журнала "За рулем", 56% потребителей, которые планируют приобрести автомобиль, хотели бы сесть за руль именно иномарки российской сборки. Лишь 21% хотел бы купить отечественный автомобиль, а 23% предпочитают автомобили иностранных марок. Тем временем рынок автомобилей иностранного производства вырос за последние десять лет почти на 730%. В ряде регионов, к примеру в Амурской области, близкой к Японии, популярность иномарок давно опередила отечественные автомобили, которых на тамошних дорогах уже почти нет. В Москве и других крупных городах тенденции вытеснения отечественных машин тоже развиваются.

Между тем на закончившемся в воскресенье столичном "Мотор-шоу-2004" российские автопроизводители демонстрировали новинки и излучали оптимизм. Наибольшее внимание привлекал стенд Волжского автозавода. Вазовцы демонстрировали свои новые модели, на которые они возлагают особые надежды. Прежде всего, это "Калина", которую планируется запустить в серию уже 18 ноября 2004 года. В год автомобилей этой марки будет производится около 220 тысяч. Таким образом, общее производство автомобилей на АвтоВАЗе возрастет до 950 тыс. в год против 700 тыс. в 2003 году. Кроме того, были представлены модели "Приора" и "Силуэт". Были объявлены и предполагаемые цены на эти автомобили. В частности, "Калина" в зависимости от комплектации будет стоить от 7500 до $9500. Будет ли конкурентоспособна эта машина, покажет время и рынок.

Отдельным событием "Мотор-шоу" стало традиционное награждение "Золотым пегасом", самой авторитетной премии в области автомобилестроения, учрежденной журналом "За рулем". Статуэтка вручается в трех номинациях: "Прорыв года", "Доверие потребителей" и "Автомобиль года". На этот раз автолюбители отдали свое предпочтение японскому производителю шин Bridgestone, опередившему ЛУКОЙЛ, ТНК, и еще два десятка конкурентов. "Прорыв года" по мнению авторитетного жюри, осуществил АвтоВАЗ, создавший современное производство по выпуску автомобилей серии "Калина". Но "Автомобилем года" был все-таки признана машина иностранного производства, а именно Hyundai Tucson, что опять-таки наводит на грустные размышления относительно судьбы российской автомобильной промышленности.

Выбор читателей