Дети идут в школу, родители – к банкоматам

Уже давно немалую часть затрат на обучение составляют прямые выплаты школе по самым разным поводам. Способов сравнительно честного отъема денег у родителей выработано на удивление много




Завтра 1 сентября: дети собираются в школу, а родители собирают деньги. Средства будут потрачены не только на учебники с тетрадками и одежду. Уже давно немалую часть затрат на обучение составляют прямые выплаты школе по самым разным поводам. Трудно сказать, откуда пошла эта "традиция". Сто лет назад благодарные крестьяне подкармливали бедных земских учителей продуктами с огородов. Учитель воспринимался неким подвижником, немного не от мира сего. С крестьянской точки зрения он был непрактичен, потому что служил государству, но денег не брал. Бывало и от продуктов отказывался, болезный...

Сегодняшняя школа берет охотно. В основном, деньгами, но может не побрезговать и натуральным продуктом. Способов сравнительно честного отъема денег у родителей выработано на удивление много. Впрочем, они не отличаются изощренностью. Вам тонко намекнут или прямо скажут, сколько выложить. Вариантов поведения великое множество, и все зависит от степени культуры (или нахальства) конкретного педагога, однако можно выделить несколько характерных способов "выбивания" денег из родителей.

Самое удобное место для сбора дани в пользу школы – родительское собрание. Можно сказать, что здесь действует негласное правило: родитель обо всем прекрасно догадывается, а школа делает вид, что ничего не происходит. Родители воспринимаются в этой системе координат эдакой дойной коровой, а родительское собрание – это момент прибытия всего стада к опытной доярке. Здесь не только собирают по нескольку сотен рублей (цифры варьируются в зависимости от уровня школы) на охрану, уборку территории и тому подобное. На собрании некоторые учителя объявляют... о своем грядущем дне рождения. В переводе с учительского на русский сие означает, что в этот день ученики обязаны явиться с подарками.

Часто школа просит помочь родителей деньгами на приобретение чего-нибудь очень нужного (телевизор, тумба с пальмой, далее – по списку). Аргументом служит утверждение о том, что это будет приносить пользу вашим же детям. Ну как не помочь? Помогаем наличными, проконтролировать расходование средств, естественно, не можем. Вот и вся технология. Школа довольна, родители выдрессированы: приходить на собрание без денег – полный моветон. О существовании школ, где на собрании хотя бы время от времени не собирали наличность, нам ничего не известно. Если вдруг узнаем, сообщим дополнительно.

На самом деле любая денежная помощь родителей должна быть соответствующим образом оформлена. Если это благотворительная помощь, то родители пишут заявление. Взамен им должны выдать квитанцию приходного ордера. Кстати, во многих школах не гнушаются таким (уже криминальным) "бизнесом" как продажа аттестатов.

Так собирает деньги школа – а что же учителя? Одними подарками они не ограничиваются. Деньги делаются следующим образом: ребенку раз за разом ставятся плохие отметки, а затем преподаватель выходит на его родителей с предложением позаниматься с отстающим (знакомая ситуация?). За деньги, разумеется (причем в некоторых школах плата за такое навязанное "репетиторство" может достичь $25-30 за занятие). Определить, насколько отстает ваше чадо, довольно сложно. Не каждый из нас специалист в математике или знает французский как родной. Чаще всего этим методом пользуются как раз учителя иностранных языков; так же любят поступать с новичками нечистоплотные преподаватели редких предметов. Например, при переходе из школы в школу обнаруживается, что в новой изучают архитектуру. Подтягивание ребенка до уровня класса снова будет на платной основе, хотя должно быть бесплатным. Занятия, даже групповые, могут происходить и в здании школы. Школа сквозь пальцы смотрит на учительскую подработку.

Бывают случаи, когда учитель просто вымогает у родителей взятку за хорошую оценку в году или четверти. Но это, скорее, исключения из правил, потому что школа наша, несмотря на все реформы, осталась советской и к подобным вопросам там подходят с осторожностью. Куда проще позаниматься с "неуспевающим" какое-то время, а потом оценками показать родителям, что ситуация "исправилась".

Еще одна отработанная технология – сбор денег на школьные экскурсии и посещения музеев. Снова наличность, снова невозможно проверить, сколько реально стоит та или иная экскурсионная услуга. Да и не будет никто из родителей тратить время на проверку ради пары сотен рублей. Много денег здесь не сделаешь, но даже приблизительные расчеты дают возможную сумму, оседающую в кармане учителя, в районе 400-500 руб. за поездку. Пустячок, а приятно.

Вообще, деньги надо начинать готовить еще до поступления ребенка в первый класс. При желании устроить дите в хорошую школу очень часто приходится выкладывать энную сумму. В Москве предпочитают брать ее в долларах. Так, год назад мои знакомые заплатили $1,5 тыс. за поступление ребенка в престижный лицей. Особенность этого вида "взноса" – в его келейности. Как правило, передача денег происходит в кабинете директора или через его доверенное лицо. Очевидным намеком на подобный исход дела служит ситуация, когда вам несколько раз не говорят ни "да" ни "нет" на вопрос о возможности приема ребенка. Начинаются разговоры, что место, может быть, будет, вам советуют прийти через две недели и так далее. Вот и думайте, хорошая ли это школа, раз дело начинается с банальной взятки.

Конечно, есть учителя, принципиально не берущие дорогих подарков и не вымогающие денег у родителей. У одних сказывается старая закалка, у других просто есть совесть. Низкий им за это поклон.

Выбор читателей