Бензин дорожал, дорожает и будет дорожать

Стоимость бензина в России уже сравнялась с его стоимостью в США и обещает очень скоро догнать ЕС. Рост цен на топливо вызовет дальнейшее удорожание товаров и услуг первостепенной важности




Начало рабочей недели преподнесло столичным автомобилистам очередной сюрприз. Бензин снова значительно прибавил в цене. Еще вечером в воскресенье литр Аи-95 стоил 15,10-15,20 руб., а Yтром в понедельник на некоторых московских АЗС можно было увидеть ценник с надписью 16,10 руб. за ту же марку. Причем это уже второе подорожание за последние 2 недели. Если так пойдет и дальше, говорят аналитики, очень скоро Россия – страна, являющаяся одним из основных мировых экспортеров нефти – догонит по цене топлива ЕС, одного из ведущих импортеров "черного золота". Напомним, в конце августа мы уже догнали по этому показателю США, причем с начала текущего года оптовые цены на бензин выросли в России на 40%, а в Америке – всего на 8-12 %.

"Причины нынешнего повышения все те же, что были на протяжении предыдущих 7-8 месяцев, – говорит старший аналитик ИК "Велес Капитал" Михаил Зак. – Кардинально новых факторов на рынке не появилось. Это высокие мировые цены на нефть и возрастающий экспорт нефтепродуктов при стопроцентной загруженности нефтеперерабатывающих мощностей. Тем самым предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке скачет, и очень заметно. При этом спрос в России растет. Все это и вызывает рост цен".

"Yтро": А последние события вокруг "ЮКОСа" не могли повлиять на рост цен на нефтепродукты?

Михаил Зак: На мой взгляд, это пока не влияет на рынок. Пока все нефтеперерабатывающие заводы работают в прежнем режиме.

"Y": Значит, цены так и будут расти каждую неделю?

М.З.: Наверное, скоро рост может прекратиться. Причем не естественным путем, а, возможно, благодаря каким-то мерам со стороны правительства, поскольку сейчас все профильные министерства крайне озабочены сложившейся ситуаций, и предпринимаются шаги, разрабатываются методологии, которые должны позволить приостановить рост цен на нефтепродукты.

"Y": Но ведь недавно правительство признало, что оно фактически не в состоянии контролировать рост цен на бензин, и метод, по сути, только один – повышение экспортных пошлин на нефть. Можно ли ожидать, что после очередного ее повышения с 1 октября 2004 г. рост цен на бензин приостановится?

М.З.: Да, частично это может его затормозить. Но в целом, я думаю, у правительства есть политические рычаги, которые оно при желании может использовать. То есть, если действительно будет ощущаться социальная напряженность в стране в связи с ростом цен на нефтепродукты, правительство может прибегнуть к данным мерам. И, я думаю, компании пойдут навстречу и согласятся не повышать цены до запредельного уровня.

"Y": Тем более что многомесячный рост цен отражается на экономике.

М.З.: Естественно, это постепенно отражается на всей экономике, ведь нефтепродукты – ключевой энергоресурс страны после газа. Постепенно, и это уже заметно в тех отраслях, где нефтепродукты имеют максимально значение, рост цен отражается на себестоимости производства. И это видно уже сейчас. Отчетность компаний идет постоянная, уже вышли полугодовые отчеты, и в них заметны изменения в сторону роста себестоимости продукции именно из-за роста цен на нефтепродукты. Это и аграрный сектор, и машиностроение, и транспортные компании. В принципе, достаточно широкий спектр. Просто где-то повышение цен ощущается больше, а где-то меньше.

"Y": То есть, почти с уверенностью можно говорить о том, что повышение стоимости топлива вызовет дальнейшее повышение цен на такие важные для населения категории товаров и услуг, как хлебобулочные изделия и транспорт?

М.З.: В общем, да.

Выбор читателей