Монорельс: поезд будущего из далекого прошлого

Те, кто думает, что монорельсовая дорога является новинкой для нашей страны, ошибаются. Изобрели ее именно в России, еще в начале XIX века. И с тех пор построили во многих странах мира, только в Москве никак не могут запустить




Словосочетание "монорельсовая дорога" чаще всего вызывает образ длинного обтекаемого поезда, в нескольких десятках метров над землей бесшумно мчащегося по эстакаде. Эдакий транспорт будущего, наличием которого может, наконец, похвастаться и Москва. Короткая прямая на новой карте метро, соединяющая станции "ВДНХ" и "Тимирязевская", и есть та самая загадочная монорельсовая дорога, по которой вскоре сможет прокатиться любой желающий. Однако те, кто думает, что она является новинкой для нашей страны, ошибаются.

История монорельса начинается в 1820 г. в России, в подмосковном селе Мячково, где Иван Эльманов создал первую "дорогу на столбах". Конструкция была нехитрой: по деревянному брусу катались вагонетки, которые тянули лошади. Через 5 лет монорельсовая дорога, построенная Пальмером, появилась и в Англии, а поскольку об изобретении Эльманова никто и слыхом не слыхивал, в Европе отсчет истории монорельса ведется с 1825 года.

Удобство и преимущества монорельсовых дорог были оценены сразу. Еще 1887 г., с началом промышленного использования электричества, в Германии и США появились электрифицированные монорельсовые дороги, а в России одна такая работала в Гатчине в 1899 году.

Возможность постройки дороги практически на любом типе местности толкала инженеров на смелые проекты. Так, в 1904 г. инженер Кошкин предлагал построить монорельсовую дорогу от Петербурга до Москвы. Скорость поезда должна была достигать аж 200 км/ч, но проект, хотя и был одобрен, финансирования не получил. Была и задумка построить монорельс Москва – Нижний Новгород, а в 1970-е гг. – Москва – Юг, но и поезд до Черного моря с суточной провозимостью 100 тыс. человек и скоростью 400 км/ч тоже ходить не стал. Не менее впечатляющим из этих нереализованных проектов является и Камчатская монорельсовая дорога, которая должна была протянуться на 511 км по заснеженной пересеченной местности.

С течением времени конструкторы находили все более передовые и оригинальные решения для постройки монорельсовых дорог. В 1911 г. томский профессор Б.П. Вайнберг изобрел поезд на электромагнитной подвеске и вскоре построил экспериментальную стендовую установку. Поезд, развивающий близкую к звуковой скорость, двигался внутри полой трубы, в которой, для уменьшения сопротивляемости воздуха, была создана разряженная атмосфера. Идея получила развитие в 70-е гг. в ряде развитых стран.

В 1926 г. шотландец Джордж Бени создал монорельс, приводимый в движение воздушным винтом, а в 1933 г. такой "самолет", снабженный вдобавок еще и крыльями для равновесия, появился в парке им. Горького и бегал по эстакаде длиной 474 м со скоростью 120 км/ч. В 1934 г. К.Э. Циолковским был спроектирован монорельс на воздушной подушке (720 км/ч). У нас он не был построен, зато появился во Франции спустя 30 лет. Была также идея создать монорельс на базе фюзеляжа Ил-18. Сходство с самолетом усиливалось тем, что слегка парящий в воздухе поезд на магнитной подушке еще и должен был выпускать шасси при остановке на станции или неожиданном отказе системы магнитной подвески.

Магнитопланы и впрямь открывали большие перспективы. В США даже существовали так и нереализованные проекты постройки монорельса длиной в 5 тыс. километров. Главная трудность заключалась в высокой стоимости трассы и постоянных магнитов, и потому дело редко заходило дальше экспериментальных трасс.

Та же судьба постигла и уникальный проект Алма-атинской дороги. Вообще в 50-60-е гг. инженеры многих стран ударились в проектировку поездов на воздушной подушке. Проекты были реализованы во Франции, США и Японии, но имели серьезные недостатки, такие как шум и большой расход энергии. Но все равно, несмотря на дороговизну магнитопланов, будущее остается за ними.

Монорельс по праву считается одним из самых безопасных видов транспорта, ведь поднятая на столбах эстакада не мешает движению и разгружает дороги. Кроме того, в список его достоинств следует записать бесшумность и экологическую чистоту. Монорельсовая дорога, будучи более дешевой и легкой в строительстве, вполне может конкурировать с метро, а московская, при той же стоимости поездки, обещает окупиться через пять лет. Прокатиться по ней можно будет вроде бы уже в конце года, и, если москвичам понравится новый вид транспорта, трассу продлят до метро "Бабушкинская". А к 2010 г. планируется соединить монорельсовой дорогой аэропорт "Внуково" и станцию метро "Юго-Западная".

Так что не пугайтесь, если у вас под окнами (как у меня, например) построят монорельс – вы его все равно не услышите. Да и его безопасность по сравнению с каким-либо другим видом транспорта оспорить трудно – ведь мало кому придет в голову переходить эстакаду.

Выбор читателей