Подводника-террориста подставили спецслужбы

Расследование полного загадок дела Александра Пуманэ, который был задержан в Москве в заминированной машине, а после допроса скончался, застопорилось. Милиционеры вместо того, чтобы работать, торчат в прокуратуре




Расследование полного загадок дела Александра Пуманэ, которого задержали в Москве в заминированной машине, застопорилось. "Как идет расследование? Да никак, – рассказал "Коммерсанту" один из членов оперативно-следственной группы. – Вместо того чтобы выяснять происхождение взрывчатых веществ, отрабатывать связи Пуманэ в Москве, в общем, работать по делу, мы только тем и занимаемся, что даем показания в прокуратуре. А основное дело из-за этого фактически встало".

Оперативники, еще в субботу вылетевшие в Санкт-Петербург, чтобы на месте отработать знакомых и возможных подельников Александра Пуманэ, также далеко не продвинулись. "Никаких связей Пуманэ с криминальными структурами, а тем более с чеченскими боевиками не обнаружено, – сообщили газете в оперативно-следственной бригаде. – Например, в одной из газет появилась информация, что машину Пуманэ продала вдова известного чеченского полевого командира. Проверили и выяснили, что упомянутая женщина даже не чеченка, а татарка. Спокойно проживает в Москве, ни от кого не прячется, а машина была просто записана на нее одним из родственников". Не помогли сыщикам и в Минобороны, сообщив, что в 1988 г. Александр Пуманэ окончил штурманский факультет Каспийского военно-морского училища.

Родственники и знакомые не верят в то, что Пуманэ мог совершить такое. "Я услышал по телевизору, как из Александра хотят сделать террориста, и сразу же поехал в клуб подводников, чтобы заявить свой протест, – рассказал "Ъ" капитан 1-го ранга в отставке Игорь Арсентьев. – Я знаю семью Пуманэ много лет. Мы жили в одном доме в Баку. С отцом Александра мы вместе преподавали в Каспийском военно-морском училище. Наши дети учились в школе при училище, Александр даже ухаживал за моей дочерью и бывал у нас. Это хорошая, честная семья, я не верю, чтобы Саша мог совершить что-то такое – его наверняка подставили".

Такого же мнения придерживается и бывший командир АПЛ "Карелия" Юрий Бакалдин. "Мы с Александром прослужили вместе пять или шесть лет. Я был командиром К-18, а он у меня сначала командиром группы, а потом штурманом, командиром БЧ-1. На "Карелию" он пришел в 1988 г. сразу после училища. Пуманэ был скромный парень и исполнительный офицер. Сам никогда не стал бы выбивать себе место и делать карьеру. И инициативу он тоже не проявлял. Поначалу, когда его хотели назначить командиром боевой части, я возражал. Понимаете, у него были проблемы с личным составом, он не любил работать с подчиненными: поговорить по душам, узнать, как дела в семье, например. Ведь подводная лодка – это специфическая среда. Но в целом он свои обязанности выполнял хорошо, и когда Александр накопил опыт и заслужил авторитет в коллективе, я не возражал против его повышения по службе. Потом меня с К-18 перевели в штаб дивизии, а потом – в главный штаб ВМФ, и я потерял связь с большинством офицеров "Карелии". Знаю только, что он получил звание капитана 3-го ранга".

"Вся эта история кажется мне более чем странной, - сказал он корреспонденту издания. - Я не скажу, что Александр был ярым патриотом, но он давал присягу. Не нынешнюю, которая никого ни к чему не обязывает, а старую советскую. Он четко понимал, что такое долг, честь и родина. Мы не одну боевую службу провели вместе. Мне почему-то кажется, что случившееся – это какая-то провокация наших спецслужб. Не исключено, что Александр оказался с ними как-то связан. Понимаете, туда попадают или люди с экстраординарными способностями, или опустившиеся. Наверное, он совсем запутался, и на него как-то надавили".

Что же касается проблем со здоровьем, то на него, по словам бывшего врача К-18 Бориса Буриченко, Александр Пуманэ никогда не жаловался. "Нормальный был Пуманэ парень, спокойный и доброжелательный. Вполне коммуникабельный человек. Со здоровьем, если мне не изменяет память, все было нормально, на здоровье не жаловался. Хотя служба на подводном флоте не прибавляет человеку здоровья. Бывают инфаркты и у более молодых людей".

А вот чем занимался Пуманэ в последнее время, не до конца ясно. После увольнения в 1999 г. из ВМФ он в основном перебивался случайными заработками и активно занимался спортом. Пробовал заниматься бизнесом, потом решил стать адвокатом. В последнее время являлся помощником адвоката Эмиля Кулиева – своего однокашника по Каспийскому училищу. По сведениям "Коммерсанта", после задержания Александра Пуманэ в Москве г-н Кулиев был вызван в отдел по борьбе с терроризмом петербургского УБОПа, но после допроса отпущен. Вчера Эмиль Кулиев отказывался от контактов с прессой. В частности, корреспонденту "Ъ" он заявил: "Без комментариев. Я плохо себя чувствую".

Выбор читателей