Семейные ссоры стимулируют экономику

По данным статистики, российская промышленность хоть и не ошеломляющими темпами, но растет. Более того – промышленный рост сопровождается позитивными структурными сдвигами




Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) опубликовала данные о промышленном развитии страны за 8 месяцев текущего года. Прирост по промышленности в целом составил 6,9% относительно аналогичного периода 2003 года. (Кстати, за указанный прошлогодний период относительно января-августа 2002 г. промышленное производство увеличилось примерно на столько же – на 6,4%.) На первый взгляд, темпы роста остаются достаточно стабильными. Однако, бросив второй взгляд на данные по кварталам и месяцам, может показаться, что рост замедляется. Наконец, углубившись в эту статистику, нетрудно убедиться, что, напротив, с мая с.г. идет ускорение.

В самом деле, в I квартале 2004 г. промышленное производство выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,6%, во II квартале – на 7,1%, за 8 месяцев, как мы сказали, – на 6,9%, причем, если в июне с.г. интенсивность производства (т.е. его уровень с учетом исключения влияния фонда рабочего времени) была выше, чем в том же месяце 2003 г., на 7,5%, то в июле – на 6,0%, а в августе – на 5,2%. Вроде бы, налицо затухание темпов роста. Однако на поверку это не так.

Чтобы получить представление об истинных тенденциях, правильней сопоставлять данные не с прошлогодним, а с предыдущим периодом (опять же с исключением влияния фонда рабочего времени) – скажем, февраль с январем того же года, первый квартал – со вторым и т.д. В течение 2003 г. наращивание выпуска промышленной продукции протекало неравномерно. В I и II квартале темпы роста, исчисленные к предыдущему периоду, равнялись 1,3%; а вот в III квартале произошел рывок на 4,9%, причем наиболее резкий – в августе. Именно поэтому сравнение августовских показателей нынешнего и прошлого года дает меньшую прибавку, чем при сравнении данных по другим месяцам, вводя тем самым в заблуждение. Интенсивность месячного производства в промышленности, которая в первом полугодии 2003 г., при достаточно больших колебаниях от месяца к месяцу, составляла в среднем 102,3% относительно декабря 2002 г., подскочила в августе до 108,6%. Интенсивность квартального производства, измеренная к IV кварталу 2002 г., возросла в июле-сентябре прошлого года до 107,6% против 102,6% во II квартале.

Увы, после такого рывка последовала семимесячная стагнация: в ноябре-декабре прошлого и в I квартале нынешнего года интенсивность промышленного производства составила соответственно 107,3% и 107,4% относительно IV квартала 2002 г.; месячный показатель в течение этого срока только раз – в феврале – достигал максимального значения предыдущего периода, зафиксированный в сентябре 2003 г. (109,9% к уровню декабря 2002 г.), а в апреле опять опустился до 107,6%. Только с мая российская промышленность начала новый разбег (правда, чуточку оступившись в июле), и в августе указанный показатель увеличился до 114,1%.

Интересно, конечно, посмотреть динамику роста по отраслям. Возможно, в России стали чаще случаться семейные ссоры с битьем посуды, но самые высокие темпы развития демонстрирует стекольная и фарфорофаянсовая промышленность, где объем выпущенной в январе-августе продукции превысил прошлогодний показатель за тот же период на 17%. Далее следует такая отрасль, как машиностроение и металлообработка – 13,7%. Здесь, правда, есть, свои провалы. Так, выпуск электрических мостовых кранов упал в 1,5 раза; производство металлорежущих станков сократилось на 6,4%. Зато на 53,5% больше выпущено зерноуборочных комбайнов, на 36% – грузовых вагонов, на 32% – агломерационного и на 21% – доменного и сталеплавильного оборудования, на 21% – бытовых холодильников, на 14% – крупных электромашин, на 13,6% – легковых автомобилей и т.д.

Средние темпы роста – 8,4-4,2% – зафиксированы (по убывающей) в химической и нефтехимической, топливной промышленности, в промышленности строительных материалов, металлургии, пищевой промышленности. Производство сырой нефти возросло почти на 10%. Практически вся эта прибавка пошла на экспорт, в то время как внутренняя нефтепереработка по существу топталась на месте. Мало увеличилась добыча природного газа (на 2,9%) и угля (1,6%). Отметим существенный рост производства минеральных удобрений (12,6%), лакокрасочных материалов (11,4%), цемента (12,2%). В металлургии обращает на себя внимание повышение удельного веса продукции высоких переделов. В пищевой промышленности резко возрос выпуск безалкогольных напитков и пива – соответственно на 16% и 13%. Пристрастившись к пиву, россияне стали меньше потреблять хлебобулочных изделий, производство которых снизилось на 4%. Может, именно это так озаботило думских радетелей о благе народном, вознамерившихся отвадить электорат от "жидкого хлеба"?

Слабый рост – менее 4% – показали такие отрасли, как лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, полиграфия, электроэнергетика. Кстати, то, что на фоне значительного общего промышленного подъема производство электроэнергии увеличилось всего на 1,7%, а теплоэнергии – даже сократилось на 1,5%, следует расценивать как факт положительный: значит, промышленность растет "по-умному" и энергоемкость единицы конечного продукта снижается. Отрадно также, что в древесной промышленности весь прирост был обеспечен исключительно за счет переработки (увеличение по отдельным видам продукции – до 13%), в т.ч. глубокой (в частности, производство картона и бумаги возросло соответственно на 9,7% и 6,7%), тогда как объемы заготовки "кругляка" не изменились.

В "двоечниках" по итогам восьми месяцев текущего года оказались медицинская (минус 2,5%), мукомольно-крупяная и комбикормовая (минус 3%), легкая (минус 5,7%) и микробиологическая промышленность (минус 9,5%). Правда, в августе по отношению к июлю с.г. во всех этих отраслях зафиксирован существенной рост; в микробиологической промышленности он вообще составил 17,6%. Настораживает, что никак не может поправиться легкая промышленность. По всем наблюдениям, свой гардероб наши граждане сейчас обновляют чаще, чем в былые времена, однако по-прежнему предпочитают импорт. Тем временем российские производители, неспособные угодить соотечественникам, вытесняются с рынка: за январь-август ими выпущено пиджаков на 19% меньше, чем за тот же период 2003 г., чулков-носков – на 14%, трикотажных изделий – на 9%, обуви – на 6%. Впрочем, конкуренция идет со стороны не только товарного импорта, но и импортных производителей (китайских, вьетнамских), организующих на Руси подпольные пошивочные цеха. Их продукцию ФСГС никак не учитывает.

Ну а закончим этот обзор, все же, "за здравие". Подытоживая, следует подчеркнуть, что, как явствует из материалов ФСГС, промышленный рост в России сопровождается позитивными структурными сдвигами. Производство сырья, за исключением нефти, растет слабенько, а высокие темпы по промышленности в целом достигаются, в первую очередь, за счет расширения выпуска продукции высокой степени обработки; соответственно, ее доля в валовых показателях увеличивается. Вопрос только в устойчивости этой тенденции.

Выбор читателей