Путин сделал РПЦ царский подарок

Церковь и государство сливаются во все более тесных объятиях. Настолько тесных, что даже шутливое предложение Путина окрестить китайцев, осваивающих российские территории, заставляет задуматься над такой перспективой всерьез


Фото AP



В пятницу в Москве иерархи Русской православной церкви подведут итоги Архиерейского собора. Основные, впрочем, уже известны: церковь и государство сливаются во все более тесных объятиях.

Архиерейский собор – это высший орган управления РПЦ, который собирается раз в четыре года. Разумеется, за четыре года у православной церкви накопилось немало проблем, требующих решения на высшем уровне. Официально главной темой нынешнего собора был заявлен непростой процесс объединения с русской Зарубежной православной церковью, однако как-то само собой получилось, что иерархи все время сбивались на тему партнерских взаимоотношений церкви и государства.

На состоявшейся вчера встрече президента РФ с членами Архиерейского собора все началось с церемонного обмена приветственными посланиями. В ходе этого обмена собор заверил президента, что церковь была и останется "основой российской государственности". Мэра Москвы поздравили с тем, что столица является "примером плодотворных взаимоотношений церковных и государственных структур". Спикера Госдумы Бориса Грызлова поблагодарили за "укрепление взаимополезных связей" на законодательном поле. Спикера СФ Сергея Миронова добрым словом тоже не обошли.

Взаимополезные связи, действительно, крепнут. По мнению президента, прямой и постоянный диалог высших руководителей государства и церкви "исключительно полезен". Слово с делом у него не расходится: в течение последних двух недель Алексия II дважды приглашали в Кремль. В последних числах сентября патриарх участвовал в заседании проходившего под председательством главы государства Совета по взаимодействию с религиозными объединениями, который призвал верующих помогать правоохранительным органам (в деле борьбы с терроризмом, разумеется).

Вчера Владимир Путин, принимая у себя участников собора, тоже нашел, чем их порадовать. Президент как раз подписал поправки в Земельный кодекс, передающие религиозным организациям бесплатно и в бессрочное пользование земельные участки под зданиями и сооружениями религиозного и благотворительного назначения, которые они занимают. Если же организации являются собственниками упомянутых зданий и сооружений, то земля просто передается им в собственность.

Что касается сельскохозяйственных земель, то вопрос об их передаче в постоянное и бессрочное пользование тоже может быть решен положительно – местными властями. Подарок явно готовился заранее – Дума как раз успела к концу сентября одобрить соответствующую законодательную инициативу. И подарок царский: только в Москве, согласно официальной статистике РПЦ, начитывается 680 храмов и часовен (7 из них – непосредственно в Кремле). В России же сегодня 394 действующих монастыря, многие тысячи храмов и 1820 благотворительных учреждений.

Впрочем, на самом деле РПЦ уже несколько лет добивается более масштабной реституции – то есть передачи в собственность имущества и обширных земельных владений, которыми она располагала до 1918 года. Вчера во время встречи с президентом архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий главе государства об этом еще раз напомнил. Президент, в принципе, не возражал: "Вопрос в том, как это сделать аккуратно", – объяснил он.

Взамен власть рассчитывает на активную поддержку церкви во многих начинаниях – от участия в решении социальных проблем (а "монетизация льгот" наверняка обострит их в ближайшем будущем) и до борьбы с нелегальной миграцией. Правда, предложение президента – окрестить китайцев, стремительно осваивающих восточные территории страны, – было все-таки шуткой. Однако энтузиазм, с которым принято исполнять предложения главы государства, заставляет задуматься над такой перспективой всерьез...

В любом случае, православная церковь готова идти навстречу государству. "В современных условиях одним из главных форм общественного служения Церкви является установление и развитие ее социального партнерства как с государством, так и с иными структурами, – объяснял патриарх. подчиненным. – Порой такое сотрудничество понимают как своего рода сращивание Церкви и государства, что принципиально неверно... Церковь не стремится получить статус государственной, ее целью является служение обществу."

В принципе, никто и не скрывает, что государство сегодня очень рассчитывает на содействие православной церкви в деле общественного единения. Ему срочно требуются авторитетные и влиятельные партнеры, причем не только в деле борьбы с терроризмом, но и в работе по выстраиванию вертикали гражданского общества. РПЦ уже дали понять, что нее ждут активного участия в создании общественной палаты.

Похоже, поиск национальной идеи, которая просто обязана прийти на смену советской идеологии, так или иначе ведет российских стратегов к старой доброй формуле графа Уварова: самодержавие, православие, народность. Церковь, в свою очередь, уже идет навстречу государству – в армию, например, настолько активно, что даже возникла идея создания специального военного духовенства. На рабочей группе собора "Миссионерское служение и работа с военными" о завоеваниях церкви даже отчитывались по-военному: "В настоящее время православные храмы имеются в расположении 156 воинских частей, еще 400 храмов расположены в местах дислокации воинских соединений"...

Впрочем, дела государственные не смогли отвлечь иерархов от свершений на благо внутренней демократии. В скором времени у православной церкви появится свой суд. До сих пор архиереи вершили духовное правосудие без оглядки на протокол, но вскоре тем, кого, например, отлучили от церкви, можно будет подавать апелляцию. В отличие от светских судов, церковная Фемида будет находиться под непосредственным руководством иерархов. Впрочем, учитывая реальное положение дел в отечественной юстиции, это не такое уж большое отличие.

Выбор читателей