Лиз Тейлор не отдает Ван Гога жертвам нацизма

У кинозвезды Элизабет Тейлор через суд оспаривают картину Ван Гога потомки коллекционеров Маунтеров, утверждающие, что полотно было украдено фашистами у их прабабушки




Права американской актрисы Элизабет Тэйлор на картину кисти Винсента Ван Гога оспариваются в суде Лос-Анджелеса. Наследники некоей Маргариты Маутнер, еврейки, проживавшей в Германии в 1930-х гг., утверждает, что принадлежащее актрисе полотно было конфисковано нацистами у их семьи во время Второй мировой войны.

Элизабет Тейлор владеет огромной коллекцией живописи, в которую входят работы Ренуара, Писарро, Моне и Пикассо. Картина Ван Гога "Вид на приют и часовню в Сен-Реми" (другое название "Звездная ночь"), созданная им в 1889 г., была куплена голливудской звездой на аукционе Sotheby's более 40 лет назад почти за $260 тысяч. Кстати, за время прошедшее с тех пор, стоимость произведения искусства выросла почти в 40 раз и ныне составляет примерно $10 миллионов. В настоящий момент холст украшает дом актрисы в Лос-Анджелесе.

Спор вокруг картины продолжается уже несколько месяцев. Канадский адвокат Эндрю Оркин, праправнук г-жи Маутнер, заявляет, что шедевр был похищен гитлеровцами после того, как семейство покинуло Германию в 1939 г., спасаясь от концлагерей. Он подал в суд Лос-Анджелеса на всемирно известную американскую актрису с требованием вернуть незаконно изъятую нацистами работу великого импрессиониста "законным владельцам". По мнению юриста, Тейлор с преступной невнимательностью изучила документы при покупке.

Результатом разбирательства стало то, что кинодива подала встречный иск, цель которого - опровергнуть заявления Оркина и признать ее законной хозяйкой произведения искусства. Отстаивая свои права, Тейлор ссылается на то, что нет доказательств того, что картина была украдена. Кроме того, в документах на полотно говорится, что после Маутнер оно принадлежало последовательно двум знаменитым галереям, прежде чем попало к коллекционеру Альфреду Вольфу, сумевшему выбраться из нацистской Германии. Собиратель переехал в Аргентину, прихватив с собой драгоценный холст, а в 1963 г. выставил его на аукцион Sotheby's в Лондоне. Там-то картину и приобрела Лиз Тейлор.

"Я искренне сочувствую всем, кто действительно потерял имущество из-за тоталитарных режимов. Однако ответчики так и не представили ни одного документального свидетельства того, что картина действительно побывала в руках нацистов. Более того, они не могут внятно рассказать, когда и при каких обстоятельствах их прабабушка рассталась с картиной", - заявила киноартистка.

Адвокаты Тейлор представили в суде сведения, согласно которым Маутнер добровольно продала творение Ван Гога для того, чтобы обеспечить своей семье выезд из нацистской Германии. Кроме того, они утверждают, что "Вид на приют и часовню в Сен-Реми" вряд ли вообще когда-либо находился в руках фашистов. Ведь актриса приобрела его у такого же немецкого еврея, как и Маунтеры - Альфреда Вольфа.

Выбор читателей