Дума ратифицировала Киотский протокол

Депутаты в пятницу вечером ратифицировали Киотский протокол, одобренный российским правительством. За ратификацию проголосовали 334 депутата, 73 против, 2 воздержались




Госдума на пятничном заседании ратифицировала Киотский протокол. За ратификацию проголосовали 334 депутата, 73 против, 2 воздержались.

Накануне спикер парламента Борис Грызлов заявил, что "все едины в том, что в России необходимо внедрять новые технологии, не направленные на ухудшение экологической ситуации". Лидер "Единой России" отметил, что фракция поддержит ратификацию документа. "Это политическое решение, так как без участия России в протоколе он не сможет вступить в силу", - сказал политик.

Протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата направлен против глобального потепления в результате выбросов в атмосферу промышленных газов, прежде всего двуокиси углерода. Он был подписан в японском городе Киото в декабре 1997 года. Согласно этому документу, 38 промышленно развитых государств, к которым отнесены и страны Восточной Европы, должны сократить к 2008-2012 гг. выбросы вредных газов суммарно на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Для каждой страны индивидуально выделяются квоты на допустимые выбросы, причем квоты можно перепродавать другим участникам соглашения. России оставлена квота в 100% от уровня 1990 г. – это 17,4% мировых выбросов.

В последнее время ведутся активные споры насчет того, выиграет или проиграет наша страна от ратификации документа. По данным Гринписа, одобрение договора позволит России в ближайшие 7 лет дополнительно получать $4-6 млрд инвестиций в год. "Потенциал энергосбережения в нашей стране крайне велик, - говорит координатор климатического проекта Гринпис России Наталия Олефиренко. - Сейчас мы теряем не менее 40% из вырабатываемой энергии, или 400 млн т условного топлива. Это практически вся добываемая в России нефть и почти в десять раз больше, чем вся энергия, вырабатываемая АЭС". Инвестиции в энергосбережение гораздо более выгодны не только экологически, но и экономически. Согласно данным Минэнерго России, путем внедрения 600 конкретных мер и технологий стоимостью $1-1,3 млрд может быть сэкономлено 70-85 млн т условного топлива (7-9% всех потребляемых в России энергоресурсов).

Напомним, что 18 августа был обнародован доклад Института экономического анализа, возглавляемого Андреем Илларионовым о том, что Киотский протокол замедлит темпы экономического роста нашей страны.

Сегодня же Госдума ратифицировала протокол к соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом в связи с присоединением к ЕС десяти новых государств. За его ратификацию проголосовали 325 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов. Документ был подписан в Люксембурге 27 апреля и до 27 октября действует на временной основе.

Эксперты прокомментировали "Yтру" ситуацию с ратификацией документа. Специалисты энергетического углеродного фонда считают, что Россия выиграет от Киотского протокола. По словам экспертов, при ратификации документа следует говорить не о миллиардных штрафах за превышение выбросов, а напротив, о существенных доходах РФ от продажи квот на выбросы и привлечении инвестиций в российские проекты.

С ними согласен и Анатолий Зелинский, советник председателя правления РАО "ЕЭС" России. Так, по его словам, наша страна может получить огромную прибыль от продажи неизрасходованных квот на выбросы. К 2012 г. у России останется "запас" выбросов в несколько сот миллионов тонн по отношению к уровню обязательств. Зелинский считает, что необходимо создать национальную институциональную систему, которая будет заниматься отслеживанием расхода наших квот и их эффективной продажей.

От ратификации протокола выиграет вся российская экономика и РАО "ЕЭС" в частности, считает эксперт. У компании имеется потенциал сокращения выбросов, и она намерена его использовать. "Участие на внешнем и будущем внутреннем "углеродных" рынках может способствовать осуществлению главных программ РАО "ЕЭС России", а именно сооружения ряда новых высокоэффективных станций (например, Сочинская ТЭЦ, тепловая электроэнергия на которой будет вырабатываться на самых современных экономичных и экологичных парогазовых установках), программ технического перевооружения и реконструкции, внедрения возобновляемых источников энергии, энергосбережения, экологической", - сказал он.

Кирилл Лятс, генеральный директор предприятия ОМЗ-НЕМО, занимающегося нефтеперерабатывающим и емкостным оборудованием, в свою очередь, сообщил "Yтру", что присоединение к Киотскому протоколу сможет не только принести России дополнительные деньги, но и реально улучшить экологическую ситуацию в нашей стране и в целом в мире.

По его мнению, ратификация соглашения делает экономически целесообразным и эффективным для производителей работу с таким продуктом, как углекислый газ. В частности, это запуск при аммиачном производстве установок по карбамидному производству, технология которого основана на связывании углекислого газа с аммиаком.

"Сегодня наша компания уже предлагает сосредоточиться партнерам и заказчикам, которыми являются многие химические предприятия, на проработке экономической целесообразности строительства блоков по утилизации СО2 с учетом вступления России в Киотское соглашение, - заявил К,Лятс. - И мы готовы предоставить свои технологии - сейчас мы это обсуждаем с несколькими азотными заводами эти проекты".

В настоящее время в России действует порядка 20 подобных установок (ничтожно мало для объемов аммиачной промышленности), которые закрывают потребность в утилизации СО2 при аммиачном производстве примерно на 40%. Столь невысокая эффективность, которая несомненно будет только лишь снижаться с дальнейшим ростом отечественной химической промышленности, связана прежде всего с тем, что все эти установки были запущены в 70-х гг., и за последние 30 лет безнадежно устарели и нуждаются в реконструкции или полной замене. Если еще год назад их замена была для производителей невыгодна, то сегодня ситуация в корне меняется. Себестоимость производства карбамида не превышает $100 за 1 т, при том, что его рыночная цена находится на уровне $135 за 1 тонну. Учитывая высокую потребность в карбамиде как отечественного сельского хозяйства, так и растущих экономик, например, Индии, Китая, стран Юго-Восточной Азии, расчетная окупаемость одной установки - от трех до пяти лет. И это не считая значительной экономии на штрафах, которые не придется выплачивать за превышение выбросов СО2 в атмосферу. При адекватной и достаточно экономически низкой стоимости российской технологии (порядка $30 млн, что на 25% ниже зарубежных аналогов).

Экспертами подсчитано, что введение эффективных технологий по утилизации СО2 позволит сохранить России объем вредных выбросов в атмосферу на нынешнем уровне даже при значительном росте химической промышленности и энергетики.

Выбор читателей