Deep Purple в Москве: шоу с легким привкусом горечи

Deep Purple устроили для московских зрителей настоящий праздник музыки, однако для некоторых он оказался серьезно подпорчен


ФОТО Юлии Григорьевой



Поскольку выступление в столице было далеко не первым в нынешнем масштабном российско-украинском туре Deep Purple, а отчеты об уже состоявшихся концертах сейчас являются главными хитами дружественного сайта группы, вопрос о том, с какой программой "перплы" выступят в Москве, на повестке дня практически не стоял – интерес вызывало разве что количество и качество исполненных "на бис" хитов. В итоге по сравнению с екатеринбургским (принятым в этом туре за точку отсчета) московский сет-лист был дополнен вторым выходом к публике с песней Black Night. Теперь немного подробностей.

То, что, как и в предыдущие приезды Purples, фанаты будут брать "Олимпийский" штурмом, сомнению даже не подвергалось, поэтому самым разумным мне показалось подъехать туда пораньше: лучше спокойно дождаться концерта уже внутри здания, нежели давиться снаружи, спеша пройти множественные кордоны. За час до официального начала мероприятия милиция еще вполне корректна: досматривают дотошно, но без суеты и нервотрепки (рация на плече у одного из стражей порядка время от времени хрипит "тщательнее, тщательнее досмотр!.."). Миновав все препоны, оказываюсь в фойе: три вида маечек (за те же деньги, что и в других городах), причем, действительно – чем меньше на них намалевано, тем симпатичнее они смотрятся. Там же предлагались черно-фиолетовые банданы DP, буклеты и некие белые блины, отдаленно напоминающие барабанный пластик, – вроде бы с автографами музыкантов. Цена на последние держалась в тайне. Другие лотки торгуют абы чем: сдвоенные переиздания "пурпурных" альбомов хьюзовского(!) периода, доисторический сборник "24 карата", DVD с записью польского концерта Purples конца 90-х и других шоу группы. Альбома Living Loud и сольников Гловера, представляющих заведомо больший филофонический интерес, ни на одной из точек найти не удается. Последней сольной работой седого Лорда список новинок и исчерпывается.

На подходе к партеру охрана конфискует билет и кивает: проходите! Между прочим, на нем черным по белому написано "сохранять до конца мероприятия и предъявлять по первому требованию администрации и охраны". Борясь с "зайцами", "администрация и охрана" сами же первые нарушают установленные правила; впрочем, это уже давно стало системой. Ближе к сцене обнаруживается еще одно нововведение: теперь помимо заградбарьеров перед подиумом и позади партера (перед VIP-зоной), танцпол ограничивают такие же щиты справа и слева – получается нечто вроде квадратной хоккейной коробки. Последствия такого решения проявятся часа через полтора, а пока народу не так много – еще можно пробраться и встать по оси сцены, чтобы не только увидеть, но и послушать "перплов". Техники деловито и неспешно что-то доделывают на сцене; зрители скрашивают друг другу долгие минуты ожидания обсуждением былых визитов DIO (2004 и 1998), Black Sabbath (1989!), Uriah Heep (1987!!!) – благо, тем для разговора и единомышленников в непосредственном окружении обнаруживается немало. Люди практически все трезвые – концерт Deep Purple сам по себе хороший допинг!

На часах 19:45. Стадион, к слову, уже 15 минут как укомплектован – даже дальние углы балкона, обычно пустующие, сегодня заполнены людьми. В партере тоже довольно плотно: у дальнего барьера (который рядом с креслами) руку все одно перед собой не протянуть. Когда гаснет свет и под рев 17-тысячной толпы на сцене появляются музыканты Deep Purple, партер тут же вскипает. И, честно говоря, становится даже немного жалко всех этих VIP'ов! за лесом… нет, какое там, – за непролазными джунглями колышущихся-аплодирующих рук зрителям на этих самых дорогих сидячих местах моментально становится ни черта не видно.

Silver Tongue, открывшую выступление, публика принимает с энтузиазмом от первой встречи – но не более того: это не самая лучшая песня альбома Bananas. Для затравки куда лучше подошел бы задорный боевичок House of Pain, – ну да не мы составляли этот сет-лист, нам остается лишь подпевать, если знаешь слова, да получше рассматривать музыкантов. Пэйс с прошлого визита совершенно не изменился: седой хайр стянут в хвост, солнечные очки-хамелеоны, и поет Ян не как остальные, слова песен, а свою собственную партию ударных (это отлично видно). Гиллан – первую половину концерта весь в белом, немного похудевший и обросший – трясет седыми кудрями, пытается визжать (и не без успеха), но при этом лицо его наливается кровью – будем надеяться, со здоровьем у него все в порядке. "Лис" Морс улыбается зрителям очень доброжелательно и немного хитро, меняет свои гитары как перчатки (всего было три или четыре инструмента). За горой клавиш – Дон Эйри в темном, как обычно, кажущийся немного застенчивым. Впрочем, по его игре этого отнюдь не скажешь: долбает по клавишам (в том числе и "паровому" "Хаммонду" Лорда) так, что, кажется, доисторический инструмент вот-вот рассыплется. Гловер – ах, Роджер, 59-летний мальчишка с седыми прядями, выбивающимися из-под залихватски повязанной банданы, с молодым задором в глазах, едва ли не вприпрыжку носящийся по сцене в течение всего концерта! Я вспомнил, откуда просочилась глупость, что этот тур может стать для Гловера последним – Classic Rock Rus #9-2003. Думаю, после того приема, который Purples оказали в Сибири и вообще в России, вопрос об отходе от дел для него (Гловера) вряд ли теперь будет стоять на повестке дня так же остро.

А концерт тем временем набирает обороты. Вот Woman From Tokyo – на клавишном "выходе" Дона Эйри мы убеждаемся, что импровизировать (по крайней мере, временами) получается у него не хуже, чем у предшественника. А Гиллан, в свою очередь, находит для зала новую игру – на личном примере призывает воздеть руки под своды стадиона и потрясти расслабленными кистями, "помогая" Дону пиликать на клавишах. Игра, к слову, прижилась – под финал концерта органные соло неизменно сопровождались кратковременным обращением партера в сборище пациентов, пораженных одновременно пляской святого Витта и болезнью Паркинсона. "Мы писали, мы писали – наши пальчики устали…"

I Got Your Number – Гиллан, вклинивший седую голову между подпевающими "бэки" Морсом и Гловером, неожиданно для всех (и, похоже, для себя самого) в приливе чувств чмокает последнего в щеку… Strange Kind of Woman - второй (но далеко не последний), раз стадион сходит с ума. "Танцуют (зачеркнуто), – Поют Все!!!"…Публика, на всю катушку отрывавшаяся на Knocking at Your Back Door, кое-как успокаивается под балладу Contact Lost с последующим соло Стива Морса (остальные "перплы" на это время также берут передышку, а Гиллан меняет прикид с белого на цветасто-гавайский), затем в дело вступает Дон: вольные терзания клавиш, куски классики, Моцарт, "Калинка", "А я иду, шагаю по Москве…" (взрыв аплодисментов) – и вот, собственно, Perfect Strangers – со всеми сопутствующими эмоциями.

Под конец основного сета (Highway Star – Space Trucking - Smoke, сопровождающиеся чередой дуэлей Стива с Доном) становится особенно душно и тесно. Откуда-то спереди появляются первые пострадавшие в давке: коренастый мужчина выносит на плече хрупкую девушку – она без сознания или на грани обморока; следом еще два парня волокут под руки (это сквозь плотную толпу-то!) бледную девицу, вид у нее, прямо скажем, неважнецкий. Последствия принудительного ограничения пространства под сценой не заставили себя ждать – раньше толпа в фэн-зоне распределялась стихийно, можно было при желании отойти туда, где посвободнее, а сейчас некуда: справа и слева тоже заборы!

"Перплы" доигрывают Smoke и уходят; лишь прожекторы елозят по темному заднику с красным лого группы. Под непрекращающийся вой, топот, овации музыканты возвращаются. Speed King с четырьмя "именными" кусками (все, кроме Пэйса) растягивается минут на пятнадцать. Гиллан вытаскивает из пыльного чулана пару древних рок-н-роллов и добавляет сюда же O Sole Mio; сольный выход Гловера – единственный за вечер – сопровождается особо жаркими аплодисментами в зале. Практически без передышки следует Hush – с той же самой присказкой про не то 69-й, ах нет, 68-й год; здесь и Пэйсу предоставляется возможность помахать палочками за аплодисменты лично для него. Ловлю себя на мысли, что от оригинального состава, игравшего эту песню в 68-м, только Пэйс и остался; зато Гиллану эта вокальная партия уж явно не доставляет особых хлопот. Они вновь уходят, но толпа продолжает в темноте гудеть тему из Black Night – хорошо гудит, как пчелки в улье! Выходит Пэйс, взмахивает руками – ну раз вы так этого хотите! Без долгих уговоров Гловер и Морс заводят базовый рифф Black Night… Когда смолкли последние аккорды песни, в очередной раз были раздарены медиаторы и палочки, стадион продолжал скандировать "Deep Purple, Deep Purple!". Но в зал дали свет – а так хотелось бы еще услышать Lazy - вот тогда бы уж мы точно убедились, что Эйри не слабее Лорда. Жаль!

Зрителей, плотной толпой пробирающихся к выходу с танцпола, напоследок поджидал неприятный сюрприз: вопреки традиции, когда по окончании шоу каждый из них мог получить обратно свой билет на память, на этот раз ничего подобного не происходило (по крайней мере, по правую руку от сцены). Люди в отутюженной черной униформе, стоявшие на кордоне у трибун (там, где обычно и происходила "раздача слонов"), на все вопросы посылали зрителей вверх по лестнице – там, мол, и получите свои фантики. А стоящие вверху охранники посылали рассерженную толпу еще дальше, только что не по известным русским адресам. В результате люди, два часа в давке под сценой честно рубившиеся не покладая рук (ног, спин, голосов…), оказались лишены возможности забрать свои честно оплаченные сувениры, для многих – безусловные collector items. Такой подход иначе как неуважением к зрителю не назовешь: деньги получены, концерт состоялся – а дальше хоть трава не расти? Я лично наблюдал, как несколько разгневанных донельзя фэнов в отчаянии едва не сцепились с сотрудником ЧОПа, бесстрастно твердившим "…вот идите к начальству и с ним разбирайтесь!"… Понятно, были и зрители, отреагировавшие на эту "подставу" менее эмоционально… и все же, от лица нескольких сотен (а то и пары тысяч) "пурпурных" болельщиков из партера хотелось бы все-таки знать: кому же понадобилось напоследок так подгадить людям их праздник? И самое главное – зачем?

Выбор читателей